Дорожно-транспортные происшествия

Дорога, как линия фронта

По данным Всемирной организации здравоохранения каждый год в дорожно-транспортных происшествиях в мире погибает более 1,2 миллиона человек, от 20 до 50 миллионов — получают травмы. Россия в числе лидеров в этой страшной статистике.

По правительственным данным, в России в 2008 году был зафиксирован 21 смертельный случай в ДТП на каждые 100 тысяч жителей. Всего в прошлом году на дорогах страны погибли почти 30 тысяч человек. Для сравнения: в США, по данным Национального управления транспортной безопасности, в 2008 году было зафиксировано 12 смертей в ДТП на каждые 100 тысяч жителей, а в Германии, самой безопасной стране Европы с точки зрения ДТП, по данным Еврокомиссии, в 2007 году было отмечено 6 смертей на каждые 100 тысяч человек.

Почти половина смертей на российских дорогах приходится на пешеходов, свидетельствует статистика. В западных странах смертность пешеходов не превышает 14%. Даже в Индии, в которой люди чаще всего гибнут в ДТП, пешеходы составляют лишь 9% от общего числа жертв аварий.

Дорожно-транспортное происшествие
Дорожно-транспортное происшествие

В этом году, к счастью, наблюдается снижение количество ДТП и людей, пострадавших в их результате. За 9 месяцев (январь-сентябрь) 2009 года в Российской Федерации произошло 146 708 (-6,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 18 484 (-12,6%) человека, а 186 293 (-5,1%) человека получили ранения.

9 176 (-11,3%) ДТП произошло по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, в результате этих ДТП 1 608 (-12,2%) человек погибли, а 13 562 (-10,4%) человека получили ранения. За указанный период произошло 15 452 (-8,4%) ДТП с участием детей, в которых 661 (-14,4%) ребенок погиб, а 16 141 (-8%) ребенок получил ранения.

Но эти темпы снижения ДТП слишком малы, чтобы хоть как-то приблизиться к группе стран, признанных лидерами в безопасности на дорогах. Проценты процентами, но венки на обочинах говорят сами за себя. А волна ужасающих дорожно-транспортных происшествий, случившихся в России за последние недели, привела к созыву ряда заседаний на высоком уровне и к призывам высокопоставленных чиновников повысить безопасность на дорогах страны. Президент России Дмитрий Медведев провел совещание по автодорожной безопасности, на котором назвал уровень смертности в ДТП неприемлемым и призвал чиновников разработать предложения по его снижению.

В чем же кроется причина такой ужасающей аварийности на российских дорогах? Как правило, одной из причин называется неистребимая привычка наших сограждан садиться за руль в нетрезвом виде. К примеру, 2007 году сотрудники ГИБДД задержали за езду «под градусом» 15 593 водителя. Это официально. Сколько любителей прокатиться навеселе сумели полюбовно разойтись с инспекторами, остается только догадываться. Но вряд ли речь идет о единицах. Скорее всего их тысячи. Если не на десятки тысяч.

Гораздо чаще, чем пьяные водители, участниками ДТП становились пешеходы – 43 645 человек. Еще больший «вклад» внесли дороги. 43 825 ДТП произошли из-за неудовлетворительного состояния проезжей части.

Германия считается самой безопасной по уровню ДТП

Как уже упоминалось выше, на сегодня среди европейских стран Германия считается самой безопасной по уровню ДТП. Но так было не всегда.

Основные показатели аварийности (количество ДТП, количество погибших и раненых в результате ДТП) в Германии постоянно улучшались начиная с 1970 г. вплоть до 1990 года. В начале 90-х гг. общая ситуация с безопасностью дорожного движения ухудшилась, что объясняется объединением ФРГ и ГДР. Похоже, это мы восточных германцев приучили не к лучшему отношению к соблюдению правил дорожного движения. Однако с конца 90-х гг. основные показатели аварийности имели четко выраженную позитивную тенденцию. Как отмечают аналитики, «положительная динамика показателей аварийности объясняется высокой эффективностью системы государственного управления обеспечением безопасности дорожного движения».

Особенностью этой системы является четкое разделение функций в области государственного управления обеспечением безопасности дорожного движения, глубокое взаимодействие органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, и общественности в лице общественных объединений, союзов предпринимателей, страховщиков, производителей транспортных средств и так далее.

Главная германская особенность – не только власть печется о безопасности на дорогах, хотя один только перечень ответственных за это госорганов занял бы много места, но и общественность. В Германии действует большое количество общественных организаций, ставящих целью повышение безопасности дорожного движения. Это Совет по безопасности дорожного движения, Научно исследовательская организация по вопросам уличного движения и транспорта, Служба безопасности дорожного движения, созданная по инициативе граждан (!) и так далее. То есть люди сами делают все возможное, чтобы они  и их сограждане не гибли на дорогах.

А как у нас?

Вот как о ситуации на дорогах России пишет один из журналистов «Таймса»: «Несколько факторов делают российские дороги опасными. Магистрали плохо обслуживаются, и россияне нередко водят машины, в которых отсутствует необходимое для безопасности оборудование. Дорожная полиция считается коррумпированной, и водители, нарушающие закон, зачастую могут избежать наказания, заплатив взятку на месте, что позволяет им оставаться на дороге».

Добавьте к этому неразвитую культуру на наших дорогах. Совсем еще недавно обладатель автомобиля автоматически считался принадлежащим к, если не «верхам» общества, то уж точно был выше среднего. Годы прошли, а стереотип остался. Разве что пешеходы стали теперь тоже более нетерпимыми к водителям. Все спешат, рискуя жизнью, своей или чужой. Именно ждать на российских дорогах не любят больше всего. Ни пешеходы, ни водители. Поражающие взгляд россиян картины вежливости, когда едва только сойдя с тротуара, пешеход фактически тормозит все дорожное движение, пока можно видеть лишь на Западе.

Председатель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев делится своими недавними наблюдениями: «Я только что вернулся из США, Чикаго, и я ни разу не попал в ситуацию, когда машины бы не пропустила пешехода, всегда машина останавливается, несмотря на то, что горит красный свет для пешехода. Я спросил у американских водителей, почему вы так поступаете, ведь вы можете ехать. Он говорит — нет, я не поеду, это вы нарушаете, я этого делать не хочу».

Пожалуй, именно здесь и есть главная причина высокого травматизма на наших дорогах: подход к правилам дорожного движения. На Западе действует формула: даже если кто-то рядом нарушает, я этого делать не буду. И у нас: раз он нарушает, так и я буду нарушать. Такой подход рождает цепную реакцию и формирует общественное мнение: все нарушают, а я чем хуже?

Машин в России становится все больше и, как это не прискорбно, количество ДТП вряд ли сильно снизится. Так как ожидать улучшения культуры вождения от водителей вряд ли придется. Да и ямы с выбоинами с российских дорог в одночасье не исчезнут. Ну а любителей прохватить с ветерком по встречной, на Руси на сто лет вперед запасено. Особенно когда на машине висят «блатные» номера и мигалки. Так же не стоит надеяться, что количество пьяных за рулем пойдет на убыль. Даже, несмотря на то, что теперь за езду в пьяном виде можно угодить за решетку, такая «мелочь» вряд ли испугает отечественного водителя, который как гласит пословица «крепок задним умом». Так что статистика ГИБДД еще долго будет напоминать фронтовые сводки, а на российских дорогах будет идти бессмысленная и беспощадная война не на жизнь, а насмерть. И нет ничего удивительного в том, что только у нас передняя панель автомобилей подчас выглядит как мини-иконостас. Действительно, при такой жуткой статистике остается надеяться только на заступничество высших сил. А так же помнить о том, что Правила Дорожного движения написаны кровью.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector