Единый взгляд на шахты

В 2010 году серьезным шагом по улучшению состояния промбезопасности на шахтах холдинга стало внедрение «Единой диспетчерской службы». Проект ЕДС, на реализацию которого направлено 12 миллионов рублей, был разработан специалистами «СДС-Угля» и сейчас к этой системе подключены шахты «Красногорская», «Зиминка», им. Ворошилова, «Южная».

Оснащение шахт современными системами проветривания, дегазации и вентиляции – одно из главных направлений по улучшению условий труда и повышению уровня промбезопасности. Однако, даже самые современные из них не гарантируют безопасного ведения горных работ. И причин тому много — от непредсказуемости природных условий до человеческого фактора. Именно для того, чтобы последнюю причину свести к минимуму, а также для эффективного контроля за работой шахтовых систем  жизнеобеспечения и безопасности, была создана «Единая диспетчерская служба». Кстати, центр этой системы расположен в административном здании «Прокопьевскугля». Но для демонстрации возможностей ЕДС журналистов Кузбасса собрали в областном офисе ХК «СДС-Уголь».

— Почему мы выбрали именно Кемерово, хотя сама ЕДС находится в Прокопьевске, в здании «Прокопьевскугля»? – озвучил этот вопрос генеральный директор  ХК «СДС-Уголь» Владимир Баскаков и тут же дал ответ. — Это сделано для того, чтобы показать, что система может действовать дистанционно. Мы способны в реальном времени отслеживать ситуацию на любой нашей шахте. И это не только наблюдение, но и возможность взаимодействовать.

Оснащение шахт современными системами проветривания, дегазации и вентиляции
Оснащение шахт современными системами проветривания, дегазации и вентиляции

Внешне этот пункт представляет собой несколько мониторов, на которых отображается информация о состоянии рудничной атмосферы и местоположении людей в шахте. Данные передают датчики, расположенные в горных выработках, схемы которых так же отображаются на экране.

Диспетчер ЕДС анализирует поступающую информацию: если ситуация в штатном режиме, все показатели и датчики горят зеленым цветом. Если есть отклонения, загорается желтый цвет и сотрудник ЕДС связывается с диспетчером подконтрольной шахты и уточняет обстоятельства. Красный сигнал оповещает об аварийной ситуации и, в случае реальной угрозы жизни и здоровью шахтеров, диспетчер ЕДС вправе остановить работу участка или всего предприятия, дать команду, чтобы людей выводили на поверхность.

Казалось бы, диспетчеры ЕДС просто дублируют работу диспетчеров шахт. Однако, это не совсем так. На шахтах люди более нацелены на решение производственных задач, и не всегда вовремя и в должной мере успевают обращать внимание на показатели системы жизнеобеспечения и безопасности. Шахтовые диспетчеры тоже во многом связаны с производственной составляющей шахты. У диспетчера ЕДС более конкретная задача – осуществлять постоянный контроль за работой систем жизнеобеспечения и безопасности, анализировать устойчивость работы элементов системы. Главный принцип работы – сохранение жизни людей.

Актуальным остается следующий фактор — какой бы надежной система ни была, главными остаются действия людей.

— Чтобы исключить возможность несанкционированного вхождения в систему безопасности и жизнедеятельности предприятий, приняты определенные меры защиты, -поясняет Владимир Баскаков. — На каждом предприятии размещены свои серверы. Информация от них поступает и записывается на главный сервер в ЕДС. Он опломбирован и никто, кроме наших специалистов, не имеет к нему доступа. В случае возникновения внештатных ситуацией мы можем восстановить последовательность событий. Вся система обслуживается людьми, работа которых не связана с производственными показателями и объемами добытого угля.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector