Графический знак как категория текста в интернет-форуме

Ключевые слова: графический знак, субстрат графического знака, орудие создания графического знака, пиктограмма, ортологический аспект графического знака

Форма речи, устная или письменная, является, среди прочих, существенным фактором, оказывающим влияние на отбор коммуникантами языковых средств, на многие характеристики создаваемого ими речевого произведения. Письменная речь осуществляется посредством «начертательных (графических) элементов», позволяющих «передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени» [ЛЭС 1990: 375]. Эти элементы разных видов (алфавитные знаки, пиктограммы) наносятся на определенный субстрат (бумага, поверхность стены…) различными орудиями и средствами (карандаш, шариковая ручка…). Все это – особые (по сравнению с устной речью) проявления «материальности, «вещественности» формальной стороны знака» в письменной речи [Лебедева 2001: 6].

Проявления материальности знака, как представляется, необходимо учитывать при анализе письменных речевых произведений, выделяя их в особую категорию – графического знака. Они могут существенно влиять на структуру и объем речевого произведения, формировать его неповторимый внешний «облик». Особенно это относится к текстам, принадлежащим к «естественной письменной речи» [Лебедева 2001: 4], бытующим в неофициальной сфере общения и не предполагающих профессионализма в исполнении. Объект нашего исследования – тексты интернет-форумов – принадлежит к числу именно таких «естественных письменных» речевых произведений.

Одним из аспектов категории графического знака, вероятно, следует считать вид «материальной субстанции, «субстрата» носителя знака» [Лебедева 2001: 7]. В Интернете субстрат (с точки зрения обычного пользователя, «не отягощенного» техническими познаниями) – отображаемая браузером на мониторе интернет-страница. Термин «намекает» на ее сходство с бумажной страницей. Однако имеется важное отличие интернет-страницы от других, осязаемых видов субстрата. Так, если протяженность диалога или полилога при помощи надписей, который может завязаться, например, на парте в учебной аудитории, ограничена поверхностью парты, то виртуальное пространство интернет-страницы позволяет строить текст без оглядки на то, какой объем этот текст займет. В полной мере это касается и полилога в интернет-форуме, в котором тред («ветка») может включать несколько тысяч сообщений. Таким образом, в интернет-форуме фактор субстрата (виртуальное пространство) является не ограничивающим, а, напротив, расширяющим общение.

Другие аспекты категории графического знака в интернет-форуме, принципиально не влияя на объем и структуру текста, формируют его внешний облик. К ним относится, во-первых, заметная креолизованность текстов. Наряду с буквенным кодом (алфавитными знаками) и знаками препинания в них используются так называемые смайлики-«эмотиконы» – пиктограммы, выражающие широкий спектр экспрессивных значений. Смайлики могут быть «клавиатурными», то есть представлять собой «комбинации клавиатурных символов», отдаленно напоминающие человеческую мимику [Смирнов 2006: 136], и графическими – «симпатичными рожицами, нарисованными, как правило, профессиональным дизайнером» [Смирнов 2006: 137]; в последнем случае участникам форума предлагается их готовый набор.

эмотиконы
эмотиконы

В применении смайликов исследователи справедливо видят компенсацию невозможных в письменной речи невербальных средств, выражающих эмоциональные реакции, – мимических движений, жестов, изменений интонации, характерных для устного разговорного диалога и монолога [Ермакова 2002]. Компенсацию, добавим, более удобную, чем «печатаемые по буквам» междометия: в нашем материале (текстах интернет-форумов на темы бытовой повседневности), например, на 37 тысяч словоупотреблений приходится всего 23 междометия и около двух тысяч смайликов. Для выражения различных экспрессивных значений используется также повторение знаков препинания типа А смысл??? или 500 кВ переносить!!! Рассмешили))) [речь идет о переносе ЛЭП напряжением 500 кВ – Н.К.]. Однако это явление распределено в текстах неравномерно, оно сосредоточено лишь в 33 из 864 рассмотренных сообщений. Очевидно, картинка является наиболее универсальным способом передачи экспрессивного маловербализуемого смысла.

Еще один аспект категории графического знака – орудие его создания. В интернет-форуме таким орудием служит клавиатура компьютера. Автору не нужно выводить своей рукой контуры букв (как, впрочем, и рисунков), начертание шрифта предоставлено ему создателями форума (правда, он может выбрать строчные либо заглавные буквы, подчеркивание, обычный либо полужирный шрифт и, в некоторых случаях, его цвет). Зато особое значение приобретает точность ударов по клавишам клавиатуры, при помощи которых коммуникант наносит на виртуальный субстрат графические знаки, прежде всего алфавитные (что касается изображений – рисунков, в том числе графических смайликов, фотографий, – то они внедряются в текст последовательностью команд, задаваемых посредством «кликов» мышью по определенным частям интернет-страницы). Эта точность, особенно при быстром наборе текста, обычно не является высокой, о чем говорит большое количество опечаток. Психолингвистические исследования, в которых проводилось бы сравнение механизмов создания рукописного и печатного текста, нам, к сожалению, не известны. Однако самонаблюдение и свидетельства других лиц заставляют предположить, что вероятность появления опечатки (речь не идёт о тех, кто владеет профессиональными приемами набора) в печатном тексте выше, чем вероятность описки – в письменном. Причины видятся в бОльшей разрозненности, обособленности букв в печатном тексте.

Орудие создания знака, таким образом, влияет на его ортологический аспект. Опечатки в интернет-общении, в том числе на форумах, становятся обыденным явлением: коммуниканты почти никогда не указывают друг другу на эти «оплошности». Впрочем, так же они относятся и к разного рода непреднамеренным ошибкам (орфографическим, пунктуационным), определяемым не особенностями орудия создания знака, а недостаточным знанием норм литературного языка, типа аллюминиевые, расчитан, замазаному и мн. др. Такие ошибки следует отличать от нарочито неправильных «игровых» написаний типа шкафчекофф, не рвеццо и нек. др., правомерность существования которых зачастую становится темой ожесточенных интернет-споров. К особым пунктуационным явлениям, наблюдающимся в некоторых текстах, относится замена знаков препинания (обычно тех из них, которые обусловлены интонационным принципом) смайликами или, как в студенческом граффити, «семантизированным пробелом» (см.: [Лебедева, Тюкаева 2007: 180]).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ермакова 2002 – Ермакова, О. И. Отражение особенностей речевого поведения пользователей компьютерных сетей в письменной форме компьютерного жаргона [Электронный ресурс]
  2. Лебедева 2001 – Лебедева, Н. Б. Естественная письменная русская речь как объект лингвистического исследования [Текст] // Вестник Барнаульского государственного педагогического института. 2001. № 1. – С. 4-10.
  3. Лебедева, Тюкаева 2007 – Лебедева, Н. Б., Тюкаева, Н. И. Граффити студенческое [Текст] // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. – М.: Лабиринт, 2007. – С. 173-180.
  4. ЛЭС 1990 – Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] /Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М.: Советская энциклопедия, 1990.
  5. Смирнов 2006 – Смирнов, Ф. О. Искусство общения в Интернет. Краткое руководство [Текст] – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector