Лингвистические аспекты исследования газетных рецензий

Ключевые слова: язык СМИ, жанр, рецензия, автор текста, оценочность, прагматические задачи текста.

Язык СМИ сегодня, по словам Ю.Н. Караулова, «обрел господствующее положение среди всех функциональных разновидностей, вобрав в себя, поглотив, ассимилировав в себя ресурсы всех названных функциональных стилей. Иными словами, язык СМИ сегодня представляет собой, хотим мы этого или не хотим, обобщенную модель, совокупный образ национального языка, коллективным пользователем которого являются все россияне» [Цит. по: Трофимова 2006: 135].

«Жанр – это относительно устойчивая композиционно-речевая  схема, реализующая определенное абстрагированное отношение к действительности, т.е. форму образа автора, определяющая способ отражения, характер отношения к действительности, степень и глубину охвата материала и создаваемая относительно устойчивым соединением компонентов авторской речи, а также элементов авторской и чужой речи» [Вакуров, Кохтев, Солганик 1978: 19]. Важность этого понятия определяется тем, что «выбор писателем определенного жанра, стиля или художественного направления – то же есть выбор языка, на котором он собирается говорить с читателем» [Лотман 1970: 27]. Язык СМИ относится к одной из форм языкового существования, которая в информационную эпоху приобретает все большее влияние на общество. Ценности, скрепляющие общество и напрямую влияющие на социальную действительность, репрезентируются через язык СМИ, через его оценочную функцию. В связи с тем, что основу жанра «рецензия» составляет оценка артефакта (книги, спектакля и т. д.) этот жанр нагляднее всего представляет реализацию оценочной функции языка СМИ.

Научной проблемой, на решение которой направлено исследование, является динамика жанра «рецензия» в региональной и общероссийской прессе в связи с изменением ценностных ориентиров общества. С целью сравнения привлекаются рецензии и из других изданий, таких, как, специальные журналы «Современная драматургия», «Искусство кино», «Театрал»; общероссийские газеты «Новая газета», «Российская газета», «Коммерсантъ», «Независимая газета», «Завтра».

Рецензия
Рецензия

Исследование рецензий из общероссийской «Литературная газета» и из региональной парламентской газеты «Тюменские известия» (1993-1995 и 2003-2005 годы) проводится по нескольким взаимосвязанным направлениям. Во-первых, необходимо проследить типологические изменения, т. к. в 90-е гг. жанровая система претерпела значительную трансформацию. Изменилось представление журналистов о составляющих жанра, о методе подачи информации, о функциях, реализуемых рецензией. Во-вторых, изменение в подаче информации отразилось в категории «автор текста», в уменьшении дистанции между автором и читателем, что выражается нередко в снижении стиля. В-третьих, анализ оценки в рецензиях дает возможность выявить активно используемые риторические приемы (такие, как использование окказионализмов, антифразис, антитеза, эвфемизм, метафора) и сделать определенные выводы о «языковом вкусе» журналистов. Оценка проявляется и в более крупных единицах, например, через построение фразы. Поэтому, в-четвертых, необходимо исследовать наиболее частотно встречающиеся синтаксические конструкции, характерные для языка СМИ.

В лингвистических исследованиях рецензия определяется как «жанр публицистики, основу которого составляет критический отзыв о произведении общественно-политической и художественной литературы, искусства, науки и т.п., исследование его социальной или социолого-эстетической сущности» [Крикунов 1975: 7], как «более или менее развернутый целостный анализ произведения и его основных проблем, в ней важна не только информационная, но и оценочная направленность [Коновалова, Воронова, Магдеева 1991: 10].

В современных рецензиях оценка может быть выражена посредством графического выделения текста. Некоторые исследователи говорят о возникновении нового приема – графона – «фигуры речи, представляющей собой стилистически значимое отклонение от графического стандарта и/или орфографической нормы» [Иванова, Сковородников, Ширяева 2003: 145].

Один из аспектов анализа – выявление имплицитных оценочных конструкций и манипулятивных приемов, активно используемых в современных СМИ.

Трансформация жанровой системы публицистики отразилась на рецензии, которую зачастую сложно отличит от рекламных материалов. О распространенности данного явления свидетельствует, в частности, тот факт, что возник термин «транспозиция жанров – удачный воздействующий прием, позволяющий маскировать денежно-финансовую подоплеку рекламной коммуникации при сохранении ее типологической дискурсивной идентичности, обеспечиваемой законодательно необходимой “рамкой” в роде “Реклама”» [Кара-Мурза 2008: 350]. В рецензии ««Петр Ершов «прописался» в Ишиме» [Тюменские известия. 20.12.2006.] имиджевая реклама главы города Виктора Рейна имеет законный информационный повод: благодаря его поддержке стало возможным открытие музея.

Жанр  нацелен на следующие прагматические задачи: привлечение внимания («Фильм «Ностальгия» — один из шедевров мирового кинематографа – придется по вкусу тем, кто тянется к высококлассному кино» [ТИ. //19.09.07.]), формирования положительной оценки («Это постановки «негромкие», камерные, в каком-то смысле, несомненные «вещи в себе». Но они, по нашему мнению, вполне заслуживают и отдельного разбора, и той, может быть, слегка преувеличенно восторженной интонации, которая сквозит в статьях наших авторов». [ЛГ.//26.01– 2.02.2005.]), побуждение к действию («Это как раз то кино, которое пропускать не рекомендуется» [ЛГ.//26.01– 2.02.2005.]).

Все аспекты предпринятого исследования вписываются в контур новой дисциплины – медиалингвистики,  предметом  которой является функционирование языка в сфере массовой коммуникации. При этом говорят «не о функциональной разновидности языка, а о функциональной разновидности употребления языка в текстах масс-медиа» [Костомаров 2005: 218].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров М., 1978.
  2. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
  3. Жанр русской литературной критики 70-80х годов 19 века / В. Н. Коновалова, Л.Я. Воронова, Г.М. Магдеева и др.; Науч. ред. В.Н. Коновалов. Казань,1991.
  4. Кара-Мурза Е.С. Жанрово-коммуникативные особенности печатной рекламы // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования: Материалы 2-й Международной конференции (Москва, филологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 14-16 февраля 2008 г.) / Сост. М.Н. Володина. М., 2008.
  5. Костомаров В.Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики М., 2005.
  6. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева. М., 2003.
  7. Трофимова О.В. Лингвистический анализ публицистического текста. Тюмень, 2006.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector