Прокопьевск на карте Сибири

На прошлой неделе наш город посетил полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский.

Как он сам сказал общественности – его роль, как представителя главы государства, быть посредником между верховной властью и жителями Сибирского федерального округа. Напрямую задавать вопросы сибиряков Владимиру Путину, обозначивать проблемы нашего округа, требующие вмешательства Президента.

— Владимир Путин всегда на наших рабочих встречах интересуется, как дела в Кузбассе, — говорит Виктор Толоконский. – Ваш регион вызывает особый интерес у власти. В Сибири вы тоже особенные. Это очень хорошо видно по объемам железнодорожных перевозок. В округе пять регионов, доля перевозок на Кузбасс – почти девяносто процентов. В моей родной Новосибирской области по сравнению с вами отгружают совсем мало. Кузбасс очень выделяется. Это мировой поставщик угля и металла.

В Прокопьевске первым дело он посетил завод «Подземтрансмаш», входящей в состав Холдинговой Компании «СДС-Маш», где в этот день открылось новое сборочное производство карьерных автосамосвалов БелАЗ-75570 грузоподъемностью 90 тонн. Чтобы показать полную картину о новых производствах в городе, здесь выставили не только первый собранный БелАЗ, но и технику «МАЗ», новые трамваи.

— Этот завод был создан в 1942 году,  — рассказывает президент ХК «СДС» Михаил Федяев. – Вначале он работал на фронт, изготавливал боеприпасы. После победы переключился на ремонт горношахтного оборудования. После того, как часть шахт в городе закрылась, завод не был полностью обеспечен заказами. Мы его перепрофилировали на сборку БелАЗов, инвестировав в это более двухсот миллионов рублей. Это часть большой работы. Еще в ноябре 2010 года в «Кузбасской вагоностроительной компании» был освоен выпуск платформ (кузовов) для БелАЗов грузоподъемностью от 130 до 320 тонн. Это единственное в России производство комплектующих для белорусского карьерного самосвала. Платформы кузбасского производства поставляются на предприятия Кемеровской области и Сибири. Кузов кузбасского производства смонтирован и на первом БелАЗе кузбасской сборки. Второй этап кузбасско-белорусского сотрудничества в 2013 году предусматривает строительство нового производственного комплекса по сборке большегрузных автомобилей. Общий объем инвестиций в организацию данного производства составит около 1 млрд 400 млн рублей. Планируемый объем выпуска продукции к 2015 году – до 250 автосамосвалов в год. На первом этапе сборка карьерных самосвалов-гигантов будет производится из деталей белорусского производства, в будущем значительная часть комплектующих будет производиться на заводах холдинга «СДС-Маш» в Прокопьевске, это «Электропром» и «Подземтрансмаш». Выгода очевидна. Ранее металл из Новокузнецка, с Урала везли в Белоруссию, а потом обратно к нам уже в виде продукции. Такое «путешествие» значительно удорожало конечный продукт.

Еще один проект — новый трамвай кузбасско-белорусского производства. У него отличные технические характеристики: невысокие ступеньки, плавность хода и торможения, повышенная комфортность. Вагон оборудован современными системами отопления и вентиляции, адаптирован к эксплуатации в сибирских климатических условиях. В вагонах есть спутниковые системы отслеживания маршрута. Совместное производство позволяет значительно сэкономить бюджетные средства: цена нового экономичного трамвая от «КузбассБелАвто» в среднем на 50 % меньше цены от заводов-изготовителей и составляет восемь миллионов рублей. Из них полтора – это зарплата кузбассовцев. В планах мы должны в Кузбассе заменить 273 трамвая. Далее мы здесь в следующем году в Прокопьевске будем собирать автомобили, автобусы «МАЗ». Это будет экономия на миллиарды для предприятий Кузбасса.

— Почему «МАЗ» собранный здесь будет дешевле? – поинтересовался Виктор Толоконский.

— Часть комплектующих, например мотор, коробка передач закупается в Германии, — поясняет Михаил Федяев. – Мы будем закупать их напрямую, часть изготавливать сами, часть поставляют нам наши белорусские партнеры. Далее машины собираем по технологии завода, по их лицензии. Все это значительно удешевляет стоимость техники. Наше сотрудничество с Белоруссией уже имеет большой опыт. Мы три года были официальными дилерами «БелАЗа». За это время их объемы продаж выросли вдвое. Потом мы предложили – «БелАЗы», востребованные здесь, в Сибири, мы будем собирать на месте, а вы разрабатывайте новые модели, новые технологии. Получилось взаимовыгодное сотрудничество. У нас новое производство, а наши партнеры уже едут с макетом новой машины на выставку в Лос-Анджелес.

Представитель президента посетил завод «Новотранс», встретился в СК «Снежинка» с хоккейной командой «Шахтер» и юными хоккеистами, побывал в достопримечательных местах города, и у него сложилось новое мнение о Прокопьевске:

— В Прокопьевске я впервые, — говорит Виктор Александрович. – Все время получалось так, что проезжал мимо. Думал, о Прокопьевске, как об обычном меленьком шахтерском городе – есть шахты и ветхое жилье. Был приятно удивлен, что ошибался. Вижу, что тут делают многое, что бы люди сюда приезжали, а не уезжали. Это город, в котором многое делают для его жителей.

— Виктор Александрович, что сегодня значит Сибирь для нашей страны?

— Сибирь, как и ранее, не теряет своей роли в развитии России. Это крупнейший комплекс по добыче сырьевых ресурсов: нефтегазовая, угольная промышленность, черная и цветная металлургия, машиностроение, строительная индустрия. Сегодня, как мне кажется, у Сибири есть возможность усилить свой вклад в экономическое могущество нашей страны. Во-первых, мы можем и должны системно, масштабно заняться глубокой переработкой продукции, развитием промышленных комплексов. Мы уже не можем ограничиваться добычей угля и транспортировкой его в порты, на экспорт и так далее. Мы должны максимально использовать переработку угля, леса. Даже зерно нужно перерабатывать. Для этого необходимы новые кооперационные связи и мощности. Здесь, на примере компании «СДС», я увидел, как это может эффективно работать. Компания внесла в Кузбасс и Прокопьевск новые отрасли, сферы, предприятия, которые взаимосвязаны между собой и экономикой региона. Это ремонт техники, производство необходимого для угольной промышленности оборудовании. Так же есть примеры и в других регионах, опирающихся на лес, нефть, газ. Вот в этом плане мы должны опираться на наши возможности, наши кадры, наш научный потенциал, который тоже есть в наших сибирских университетах, крупных городах.

Прокопьевск
Прокопьевск

Есть еще один мощный фактор, позволяющий нам ускориться в развитии Сибири. Это смещение мировых центров экономической активности рынков на Восток. Еще совсем недавно, когда создавался Кузбасс, сибирская продукция была ориентирована на западное направление – европейская часть страны, западная Европа. Это ставило нас не в очень выгодную ситуацию. Рост рынков Китая, Казахстана, Азии в целом, дает Сибири уникальную возможность этим воспользоваться: привлекать инвестиции в создание новых промышленных мощностей, загрузить существующие. Помимо инвестиций частного капитала, нужно привлечь огромные государственные деньги на развитее инфраструктуры. Потому что без железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, авиасообщения невозможно работать. Кстати, сразу после прилета к вам мы говорили о развитии вашего аэропорта, что позволит активировать международные контакты. Конечно, необходимо понимание всех государственных институтов о важности социального развития Сибири. У нас уже есть проблемы с кадрами, нужно наращивать здесь человеческий потенциал. Для этого создать хорошие школы, университеты, медицинское обслуживание, возможности занятия спортом.

— Существует государственная программа развития Владивостока, вкладываются немалые государственные средства. Есть ли в планах подобного масштаба проект в отношении Сибири?

— Заложена стратегическая программа развития Сибири. Пока она рассчитана на десять лет. Но есть решение руководителей государства, что мы эту программу будем продлевать. У нас есть очень интересные программы по всем регионам. Есть особая экономическая зона в Томской области, большой технопарк в Новосибирске, особые туристические зоны на Байкале, в Алтайском крае и Республике Алтай, у вас в Кузбассе – это Таштагол, где особая география, культура. Практически в каждом регионе есть уникальные места интересные для туристов. В целом по Сибири мы будем развивать привлекательность туризма. Конечно, есть у нас и принципиально новые задумки. На мой взгляд, нужно в Новосибирске создать коммуникативный центр для взаимодействия Азии и России. Я недавно был во Владивостоке. Там сильно развили инфраструктуру, но тот регион сам по себе очень удален от центра страны. Считаю, что Сибирь, как центр коммуникации, может быть более эффективен, каждый наш регион может внести свой специфический вклад. Мне сейчас очень важно, чтобы каждый сибирский регион усилил свою роль, более эффективно в плане управления, инвестиций, бюджетной политике работал на развитие своих специфических уникальных ценностей.

Отдельным событием в этот день стало открытие в Прокопьевском краеведческом музее нового выставочного зала «Космос». Здесь главным был лётчик-космонавт Борис Волынов. Почетным гостям он лично рассказывал об экспонатах. Борис Валентинович вручил краеведческому музею особые подарки: свою шинель с папахой, два мундира, фотокопии документов о присвоении ему звания Героя Советского Союза и настоящее космическое питание.

Особое удивление и, не побоюсь этого слова, восторг, вызвал настоящий спускаемый аппарат космического корабля «Союз ТМА-18». На нем был осуществлен пилотируемый полёт к международной космической станции в апреле 2010 года. 25 сентября 2010 года в 9.23 корабль благополучно приземлился в Казахстане. Доставив на Землю трех космонавтов: Александра Скворцова, Михаила Корниенко и Трейси Колдуэлл.

Глядя на этот аппарат понимаешь, какое это непростое дело – постигать космос. Вся обшивка оплавлена от терния в атмосфере Земли. Объем аппарат минимален. Даже сразу не понятно, как в нем могут разместиться три человека и при этом еще им управлять.

— Неужели в нем три человека помещались? – удивленно спрашивал депутат Госдумы Николай Валуев. Действительно, этому большому, во всех смыслах, спортсмену в «Союзе» не поместится.

Впрочем, не только он задавался таким вопросом. У меня создалось такое ощущение, что все гости города на несколько минут вернулись в свою юность, когда каждый парень бредил космосом. Когда каждое имя космонавта было на слуху, когда каждый запуск в космос жарко обсуждался.

— Теперь могу заявить, что Прокопьевск – это космическая столица Сибири, — сказал Виктор Толоконский главе города Валерию Гаранину. – Поздравляю с этим уникальным событием. Такого выставочного зала у нас нигде нет.

После полномочный представитель президента РФ встретился с руководителями бюджетных учреждений Прокопьевска. Участники встречи обсудили актуальные вопросы сфер образования и здравоохранения.

На вопрос, о целесообразности существования системы ЕГЭ Виктор Толоконский ответил так:

— Пути назад нет. Слишком многое уже изменили в системе образования. Нужно дорабатывать эту систему, устранять недостатки. Могу сказать, что у нее уже проявились «плюсы» — коррупции в высшем образовании стало меньше. Что касается школьного образования, то здесь есть вопросы. Дело в том, что мир изменился, изменились способы получения информации. Ранее учитель нес знания. Теперь, благодаря интернету знания получить просто. И роль учителя должна поменяться: не только давать знания, но и формировать особый образ мышления, передавать духовность и культуру, пробуждать интерес к открытиям.

Медики задали свой вопрос – будет ли продолжена программа модернизации здравоохранения?

— Это была глобальная программа на уровне всей страны. Только один Кузбасс за два года получил десять миллиардов по этой программе. Это позволило качественно изменить ситуацию в здравоохранении, закупить современное оборудование, отремонтировать больницы и поликлиники. Но, скажу я вам, пациенты еще не полностью ощутили результаты программы. Появились новые вопросы – расходные материалы для современного оборудования намного дороже. Нужно продумать, как профинансировать их покупку, чтобы пациенты не платили из своего кармана. У нас и так достаточно высокие отчисления по социальным налогам с заработной платы. Поэтому теперь одной из приоритетных задач является обеспечение доступности для всех категорий граждан высокотехнологичной медицинской помощи.

Виктора Толоконского спросили об одной из волнующих многих тем – будет ли повышение пенсионного возраста?

— В ближайшем будущем повышения не будет, — заверил он. – Вопрос рассматривается, но с учетом всех факторов. Да, у нас растет число пенсионеров. Во многом благодаря снижению травматизма на производстве и развитию медицинских технологий. Но нельзя чтобы повышение пенсионного возраста коснулось сегодняшних людей в возрасте. Каждый человек рассчитывает свою жизнь на несколько лет вперед. Государство обязано предоставить ему уверенность в завтрашнем дне. Поэтому, если будет принято решение о повышении пенсионного возраста, но коснется оно тех, кто сегодня только начинает свою трудовую деятельность, получает образование.

Полномочный представитель Сибирского округа, как уже и говорилось выше, изменил свое мнение о Прокопьевске. Был приятно удивлен тем, как меняется наш город. Проблемы есть, но их планомерно решают. В союзе власти и бизнеса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector