Прокопьевский вокзал

90 лет назад, когда рабочий поселок еще не приобрел статус города и не стал называться Прокопьевском, здесь появилось железнодорожное сообщение.

Железная дорога с начала ее эпохи стала символом прогресса, развития, огромных перспектив. Город, связанный железнодорожным сообщением со всей страной получал огромный импульс для роста и процветания. Купцы Новосибирска в отличии от своих томских «коллег» это вовремя поняли, не пожадничали и вскладчину инвестировали, как сегодня говорят, деньги в строительство дороги. В итоге город в считанные годы кардинально изменился и обогнал в своем развитии Томск. И по сей день Новосибирск негласно является главным городом нашего сибирского региона, а Томск занял второстепенную позицию.

Начало прошлого века. Идет индустриализация страны. Нужен металл, нужен уголь. В прокопьевско-киселевском бассейне уголь отличного качества. Это и обусловило строительство железной дороги до наших мест. 25 октября 1921 года ветка Кольчугино (Ленинск-Кузнецк) – Усяты (Прокопьевск) была сдана в эксплуатацию. В этот же день по ней отправили первый состав с углем. Не правда ли интересный факт – Прокопьевск раньше, чем Новокузнецк приобщился к такому благу цивилизации, как железная дорога.

А где железная дорога – там и пассажиры. И едут путешественники кто как – в теплушках, а то и вовсе на крышах вагонов. Кто «зайцем», кто за плату, но все равно они пассажиры. Не знаю, что ждало их на конце ветки Кольчугино-Усяты, но вряд ли гостеприимный вокзал. Сегодня же Прокопьевск сложно представить без нашего обновленного уютного железнодорожного вокзала.

— Если говорить точно, то функция любого вокзала — это отправление пассажиров и оказание им услуг, — говорит исполняющая обязанности начальника вокзала Елена Евстигнеева. — Услуг очень много – это камера хранения, выдача справок письменных и устных, телефонная связь, ксерокопии, вызов такси… Обслуживает десять пар (то есть следующих туда и обратно) поездов, один электропоезд повышенной комфортности и семь пар электропоездов. В здании действует сенсорная установка, табло коллективного пользования, которое в режиме реального времени показывает наличие свободных мест на все поезда на ближайшие два дня. Увы, площадь вокзала не позволяет создать комнату отдыха.

— Сейчас, кажется, нет городского номера вокзала для получения справки?

— Да, уже с февраля. Сейчас как таковой телефонной справочной у нас нет. Все справки можно получить по бесплатному телефону 8-800-775-0000 в справочном центре, который расположен в Челябинске. Именно туда направляются все звонки с нашего огромного региона. На вокзале справку можно получить только при личном обращении к дежурному помощнику начальника вокзала. Вообще, дежурный помощник – это практически главный по вокзалу, особенно, когда нет самого начальника – ночью или в выходные Он отвечает за все происходящее на вокзале – от безопасности пассажиров до чистоты на перронах. Всего у нас работает 16 человек. Плюс семь кассиров, но структурно они относятся к другой организации. Хотя, все равно чувствуем себя одним коллективом.

— Какие люди работают вас и как вы выбрали именно эту профессию

— Отец всю жизнь отработал на железной дороге. И сейчас после выхода на пенсию трудится на новом заводе «Новотранс». Здесь я работаю с окончания школы. Решила попробовать, так как было интересно для меня лично. Сначала в справочном бюро, потом в пригородной кассе. Все так затянуло и другого мне не надо. Я не могу представить себя на ином месте. Скажу точно, что на вокзале могут работать только доброжелательные люди, которые умеют и любят общаться. Мы любим свой вокзал, знаете, он единственный в области раскрашен в цвета шампани и зелени. Вокзал – это на самом деле особое место. Здесь прощаются и встречаются, смех, радость, слезы. Летом дети шахтеров едут отдыхать на море, так в такие дни здесь предприятия организуют грандиозный праздник.

Прокопьевский вокзал
Прокопьевский вокзал

Самая жаркая пора у нас – лето. Никто не уходит в отпуск. Возрастает значительно пассажиропоток, вводятся дополнительные «летние» поезда. Настоящий аврал длинною в несколько месяцев.

Оказывается, железнодорожный вокзал одно из тех мест, где нет кадрового голода. Не последнюю роль в этом играет уровень зарплат. Здесь даже уборщик или слесарь получает намного больше, чем в его коллега на других предприятиях. Практически нет текучки кадров. Вот и совет многим другим руководителям: проблема с кадрами – повышайте зарплату.

Разговаривая на тему о будущем российских железнодорожных вокзалов Елена Васильевна вспомнила о своей стажировке во Франции:

— Это было два года назад. Для того чтобы попасть в число стажеров нужно было пройти два этапа профессионального конкурса. За Западную Сибирь было не стыдно. Наших там было восемь человек из 30 со всей России. Конечно, во Франции есть чему поучиться, там очень много сделано для удобства людей. Вокзалы там скорее напоминают торгово-развлекательные центры. Кассы занимают совсем небольшую часть помещения. Представьте что-то вроде нашей «Чайки» только там еще и билеты на поезда продают и рядом железная дорога. Мы смотрели, какие еще услуги на наших вокзалах мы могли бы предложить нашим пассажирам. Французы показали нам какие необходимые и востребованные услуги есть у них и как тем самым они зарабатывают деньги и

С повышенным вниманием и заботой там относятся к инвалидам. Это касается не только колясочников, но и глухонемых, слепых. Все продумано. Мы тоже в планах должны заняться переустройством вокзалов, чтобы людям на колясках было удобно. Даже специальные туалеты для них будут созданы.

— А что еще будет перенято из заграничного опыта?

— Скоро и у нас появятся повсеместно Транзакционные терминалы самообслуживания (ТТС). Они позволяют пассажиру распечатать билет, ранее заказанный и оплаченный через сеть Интернет, а также самостоятельно оформить проездной документ и оплатить его. Можно выбирать, какое место вы желаете занять в вагоне, если оно свободно. Кассиров останется совсем немного. Они будут обслуживать в особых случая, например пассажиров пожилого возраста, которым трудно приспособиться к работе с ТТС. Детекторные рамки на входах и выходах будут установлены на всех вокзалах, в том числе и на нашем.

Прогуливаемся по нашему вокзалу и заглядываем на пост дежурного помощника. На рабочем столе компьютер и три телефона. Компьютер – понятно зачем, а вот о функциях трех телефонах мы задали вопрос. Оказывается, первый телефон – это прямая связь с дежурной по станции, которая сообщает о движении поездов. Второй — телефон громкой связи, по которой делаются сообщения на весь вокзал. И третий – внутренняя связь по вокзалу.

— Тружусь здесь с 80-ых годов, — говорит Людмила Байсова, дежурный помощник начальника вокзала. —  Эта работа по моему призванию. Сейчас у меня смена с восьми утра и до восьми вечера. Я уже привыкла к ритму жизни вокзала. Знаю, когда он «оживает», когда «засыпает». Здесь сложно и одновременно интересно работать. Ведь мы постоянно общаемся с совершенно разными людьми со всей страны. Приятно на запросы пассажиров выдать верную и оптимальную справку – о том, как он может добраться до пункта назначения, где и с какими пересадками. Если его этот вариант не устраивает, найти другой. Сейчас это намного удобней сделать, благодаря компьютеризации нашей работы. Представьте, что раньше приходилось листать специальные книги по дорогам, чтобы дать ответ. Это было очень трудоемко и неудобно.

Вокзал почти пуст, он в ожидании. Но скоро подойдет ближайший поезд дальнего следования. И вот тогда оживет «громкая» связь, заполнится перрон уезжающими и встречающими, застучат колеса останавливающегося поезда. На котором кто-то вернулся домой после долгой разлуки, а кто-то уедет навсегда. Порой вокзал – это новая точка отсчета в жизни пассажира. И сама жизнь, для тех, кто в нем работает.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector