Речевое общение: кооперация и конфликт

Ключевые слова: коммуникация, кооперация, речевой конфликт, максимы, правила общения, стратегии, тактики, речевое  воздействие, речевое  взаимодействие,  гендер

Данный авторский курс направлен на развитие коммуникативной компетенции слушателя. Коммуникативная компетенция дает возможность:

  • знать нормы и правила общения;
  • свободно воспринимать и передавать информацию;
  • правильно оценивать собеседника как личность, потенциального партнера или конкурента;
  • понимать невербальный язык общения.

Цель курса — дать практические основы речевого общения, ознакомить слушателей с правилами общения говорящего/слушающего, представить стратегии и тактики кооперативного и некооперативного(конфликтного) общения.

Задачей курса, таким образом, является ознакомление слушателей с современным состоянием лингвистической теории общения, развитие у слушателей способности делать самостоятельные обобщения и выводы из наблюдений над конкретным языковым материалом. Курс включает лекции информативно-проблемного характера.

Программа курса состоит из 4 блоков. В первом блоке приводится краткий обзор современных исследований речевой коммуникации, даны максимы и принципы речевого общения. Второй блок представляет категории речевого взаимодействия и речевого воздействия. Третий блок описывает составляющие культуры, влияющие на процесс коммуникации. Четвертый блок представляет достаточно новую категорию для лингвистки – гендер — «социокультурный пол».

  1. Речевая коммуникация: лингвистическая теория общения. Обзор современных исследований речевой коммуникации. Максимы речевого общения, принцип вежливости, правила общения. Стратегии и тактики речевого общения. Некооперативное речевое поведение. Конфликт. Стратегии разрешения конфликтов.
  2. Речевое взаимодействие и речевое воздействие. Коммуникативные стили общения. Психология личности. Картина восприятия речи человека. Невербальное общение.
  3. Коммуникация как культурно обусловленный процесс. Понятие культуры. Составляющие процесса коммуникации, определяемые культурой. Правила межкультурной коммуникации.
  4. Гендер. Язык. Коммуникация. Гендер: зарождение и история. Возникновение понятия. Дискуссионные моменты в определении и употреблении понятия. Гендерные исследования в отечественной и зарубежной лингвистике. Схематизация направлений гендерных исследований. Психолингвистика, нейрофизиология, автороведческая криминалистическая экспертиза. Гендерные стереотипы.

Требования к уровню освоения программы

Речевое общение
Речевое общение

Слушатели должны знать:

  • современные исследования речевой коммуникации: направления и тенденции
  • стратегии и тактики речевого общения;
  • исследования речевого взаимодействия и речевого воздействия;
  • стратегии разрешения конфликта в разных национальных культурах;
  • составляющие процесса коммуникации, определяемые культурой;
  • возникновение понятие гендер, схематизацию гендерных исследований;
  • гендерные стереотипы.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector