Русский язык как пространство гражданско-правовых отношений

Пояснительная записка

Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Применительно к свободе массовой информации на территории Российской Федерации действует статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с частью 1 которой каждый человек имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

Вместе с тем в части 2 статьи 10 названной Конвенции указано, что осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

На территории Российской Федерации законодательно закреплены рамки свободы слова. Статья 152 Гражданского кодекса РФ определяет правила защиты чести, достоинства и деловой репутации; статьи 119, 129, 130, 296, 297, 298 Уголовного кодекса РФ предусматривают ответственность за осуществление угрозы, оскорбления, за распространение клеветнической информации; статьи 239, 280 и 282 Уголовного кодекса предусматривают ответственность за публичные призывы к отказу от исполнения гражданских обязанностей, призывы к осуществлению экстремисткой деятельности, возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение человеческого достоинства. Особым образом регулируется право на свободное выражение мнения в рамках избирательных кампаний.

В современном обществе публичная речевая деятельность является сферой риска. При осуществлении собственных прав и свобод велика опасность ущемить права и свободы другого гражданина, что неминуемо влечет за собой как административную, гражданскую, так и уголовную ответственность. Группу особого риска составляет молодежь. Жизненная позиция молодого человека активна, ему необходимо общаться и самовыражаться. Однако  правовой и речевой опыт данной категории лиц невелик: знание законов, умение корректно использовать ресурсы языка находится, как правило, на низком уровне.

Русский язык
Русский язык

Как следствие – возникает острая необходимость в просветительских мероприятиях, направленных на формирование у молодых ораторов мастерства корректного владения русским словом.

Базовые атрибуты проекта (цели, задачи, методы)

Целью предлагаемого проекта является формирование у молодых ораторов навыков правового самоконтроля, умения корректно (с правовой точки зрения) осуществлять свое право на свободное речевое самовыражение на русском языке.

Для достижения поставленной цели необходимо организовать мероприятие учебного, общественно-просветительского характера – «Школу свободы слова “Русский язык как пространство гражданско-правовых отношений”». Оптимальный масштаб данного мероприятия – региональный.

Проектируемое мероприятие является комплексным. Оно включает различные формы получения знаний и навыков, а также обмена опытом: лекции, мастер-классы, тренинги, семинары и круглые столы. Мероприятие предполагает различные стили общения: как официальный, обучающий стиль, так и доверительный, коллегиальный.

Целевая аудитория Школы – молодые журналисты (студенты и выпускники), общественные деятели (активисты движений, общественных организаций), одаренные школьники.

Комплексный научно-исследовательский проект «Язык и право»

В Кемеровском государственном университете реализуется комплексный научно-исследовательский проект «Язык и право». В рамках данной темы осуществляются научно-лингвистические и юридические изыскания, проводится мониторинг языковой ситуации в области. В университете создана научная лаборатория юрислингвистики и документоведения.

На сегодняшний день в г. Кемерово работают крупные специалисты в области судебного речеведения: профессор Л. А. Араева (зав. кафедрой стилистики и риторики КемГУ), профессор Н. Д. Голев (зав. лабораторией юрислингвистики и документоведения КемГУ), профессор Н. Б. Лебедева (зав. кафедрой теории языка и славяно-русского языкознания КемГУ), профессор М. С. Яницкий (зав. кафедрой социальной психологии и социальной работы КемГУ), доцент А. В. Клишин (декан факультета филологии и журналистики КемГУ). Данные специалисты имеют большой опыт судебно-экспертной деятельности и могут передать молодым ораторам ценные знания и опыт работы со словом.

Кроме того, в Кемеровской области работает ряд правоведов, адвокатов и судей, специализирующихся на вербальных правонарушениях.

На факультете филологии и журналистики под руководством профессора Л. А. Араевой создана книга «Правовой самоконтроль оратора» (автор – М. А. Осадчий). Материалы данного произведения могут быть положены в основу учебно-методического пособия для проектируемой Школы.

ПРОГРАММА

Тема Вопросы для обсуждения Кол-во часов
 

ВЕРБАЛЬНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ

 

Задетая честь, поруганное достоинство и опороченная деловая репутация

 

—          В чем отличие выражения мнения от сообщения сведений?       

—          Если мнение формально не оформлено…          

—          Опасно ли использовать речевые средства манипуляции сознанием? 

—          Рискованно ли использовать изобразительно-выразительные средства языка?       Какие сведения считаются порочащими?    

—          В чем особенности преступления, именуемого «клеветой»?

 

8
Оскорбление

 

—          Какая фраза унижает честь и достоинство другого лица?       

—          Каковы критерии «приличности» в речи?     

—          Может ли оскорбить эмоциональная окраска слов? 

5
Угроза убийством  или причинением тяжкого вреда здоровью

 

—          В чем отличие угрозы как речевого события от угрозы-преступления?

—          Каковы признаки угрозы-преступления?

5
 

КРИМИНАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА

В ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ И ЛИТЕРАТУРЕ

 

Публичные призывы  к осуществлению экстремистской деятельности

 

—          К чему нельзя призывать?    

—          Что считается призывом?  

—          Что считается пропагандой?

8
Возбуждение ненависти либо вражды,  а равно унижение человеческого достоинства

 

—          Какие высказывания возбуждают национальную, расовую, социальную или социальную вражду?             

—          Критическая газетная статья о чиновнике – это возбуждение ненависти  по признаку социальной принадлежности?  

—          Какая информация унижает человеческое достоинство по признаку принадлежности к нации, расе, религиозной или социальной группе?

 

8
Побуждение граждан  к отказу от исполнения гражданских обязанностей  или к совершению иных противоправных деяний

 

—          Что такое побуждение и каково его отличие от возбуждения?           

—          Теперь нельзя сообщать о чем-либо отрицательном, что могло бы каким-то образом коснуться нации, расы или религии?     

 

5
Публичная клевета в отношении лица,  замещающего государственную должность

 

—          В чем особенности клеветы как экстремистского деяния?

—          Равна ли клевета в адрес представителя государственной власти оскорблению представителя власти?              

5
Угроза применения насилия  в отношении представителя государственной власти

 

—          В чем особенность такого преступления (ср. ст. 119 УК РФ)?

—          Какими средствами совершается данное преступление?

2
 

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС И ПРОИЗВОДСТВО СУДЕБНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ  ЭКСПЕРТИЗЫ

 

Производство судебно-лингвистической экспертизы  в процессах по защите личности

 

—          Когда возникает необходимость в судебно-лингвистической экспертизе?              

—          Какие вопросы стоит адресовать эксперту?             

—          Об экспертной дискуссии по делу «Ирина Ароян к Филиппу Киркорову»

5
Судебно-лингвистическая экспертиза  по криминальным проявлениям экстремизма

 

—          Когда возникает необходимость в заключении лингвиста?       

—          Мнение одного ли лингвиста необходимо при разрешении вопросов, касающихся вербальных проявлений экстремизма?           

—          Какие вопросы следует ставить перед экспертом или экспертной комиссией?        

 

5
СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

реализация конституционных прав на выражение мнения,

получение и распространение информации в современной российской действительности

КРУГЛЫЙ СТОЛ С УЧАСТИЕМ МОЛОДЫХ ЖУРНАЛИСТОВ И СТУДЕНТОВ

 2
 

Итого

48

 

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector