Собор Рождества Иоанна Предтечи – храма-памятника погибшим шахтерам

У собора Рождества Иоанна Предтечи – храма-памятника погибшим шахтерам сложилась непростая судьба. Несколько раз его строительство начиналось, останавливалось, возобновлялось и вновь останавливалось… Но всем миром его удалось построить на радость и утешение всем.

Но мало построить храм, нужно внутри его стены расписать согласно православным канонам. Тут вновь история повторилась. Разные художники брались за роспись, но так и не заканчивали ее. На этот раз были приглашены художники аж из Иванова. Города, где действует 20 храмов, а по области их и не перечесть. Во многих из них поработали художники артели «Образ». Прокопчане нашли их сайт в интернете. Посмотрели фотографии расписанных художниками храмов. Через интернет познакомились, договорились о том, какие сюжеты должны украсить стены и потолок нашего храма. Художники предоставили эскизы. Прокопчан они устроили. В мае группа из семи художников прилетела в наш город.

Я побеседовал с Сергеем Гусевым, руководителем группы художников артели «Образ». Хотелось узнать, каково это – расписывать храмы? Это ведь не в ДК стены украшать. Кто те люди, что под сводами церквей рисуют Христа, Святых…?

  • Мой отец художник, всю жизнь храмы расписывал, — рассказывает о себе Сергей Гусев. — То есть я как бы унаследовал его дело. В 90-ом закончил художественное училище и пошел по стопам отца. Реставрировал и писал иконы. В 2000 году собрал команду и создал артель. У нас есть художники с академическим образованием, с огромным опытом. Они участвуют в выставках самого высокого уровня. Один из наших художников в Прокопьевск прилетел прямо из Франции, где выставлял свои работы. У нас в городе много храмов и опыт мы наработали колоссальный.
  • Насколько велика разница между работой, так скажем, мирской, и росписью храмов?
  • Колоссальная. Роспись храмов намного сложнее. Нужно духовно проникнуться к этому делу. К этому приходят со временем. Для росписи храма, как и для написания иконы, нужен особый настрой. Каждый из нас достигает его своим способом, кому-то необходимо попоститься, кому-то что-то иное. В нашем деле невозможно работать по принципу «иди сделай – пошел сделал».

Ничего хорошего при таком подходе не выйдет. Как не выйдет у поэта великого стихотворения по приказу. Работаем практически всегда по двенадцать часов в сутки. Время летит незаметно. Работаешь, а тут обед уже. Как обед?! Вроде всего ничего времени прошло! И так всегда. В Иваново постоянно в храмы приезжают экскурсии, но мы, когда работаем, даже не замечаем людей. Ведь ты полностью уходишь в работу. Поэтому нам ничего не мешает делать свое дело.

  • Какое у вас первое ощущение от этого храма?
  • Первый раз этот храм я увидел в феврале. Прилетел ознакомиться. Буран был, снега у вас очень много, мороз конкретный. Совсем не то, что у нас, когда почти всю зиму было плюс пять. Приехал в храм. Он мне очень понравился. Кроме того это же не просто храм, а храм-памятник погибшим шахтерам! Меня удивило, как много людей приходят на службы. Наверное, среди них есть и те, у кого родные погибли в шахтах. Мне рассказывали о том, как труден и опасен труд шахтера. Особенно здесь, в Прокопьевске. Поэтому у меня, у моих коллег сложилось особое отношение к росписи этого храма. И батюшка, отец Владимир, у вас очень хороший человек, доброжелательный.
Собор Рождества Иоанна Предтечи

В храме высятся строительные леса. Густо пахнет красками. Разглядываю те места, где ранее были пустые стены и своды потолка. Сравниваю с тем, что создали предыдущие художники. Руководитель группы объясняет все тонкости, большинство которых я уразуметь не могу. Не художник я. Но кое-что понял. У художников-академиков из под кисти выходят человечные, живые, настоящие лица. Более естественные положения рук у персонажей.

  • Заметьте, — указывает Сергей. – Орнамент один и тот же, что и у предшественников, но мы чуть-чуть поменяли цвет, и совсем по-иному все заиграло, засветилось. У нас в группе ведь не только художники, но и опытные дизайнеры. Мы все вместе ищем решения, как сделать лучше.

Новая роспись выглядит ярче, живее. И дело тут не только в красках и времени. Ивановцы не очень высоко оценили работы предшественников, предполагая, что «опыта у тех было маловато».

Особенно большое внимание приехавшие художники уделяли облакам в сюжетах. Ведь композиция из облаков должна показать жизненный туннель, появление Святого Духа. В общем, сами все увидите, когда придете в храм. А пока вернемся к нашей беседе с Сергеем.

  • Нужно рассмотреть архитектуру здания, — рассказывает художник о технических тонкостях работы. — Рассчитать расположение световых узлов, что очень важно! Как будет падать свет из окон? Как будет выглядеть роспись в разное время суток? Как она будет смотреться при внутреннем включенном освещении? И отсюда мы делаем вывод, в каком углу храма добавить света, сделать краски поярче, а где приглушить тона. Все эти решения основываются на опыте. Самое сложное – расписывать потолок. Ведь нужно учитывать его кривизну. Фигуры необходимо искажать, чтобы они смотрелись естественно. Например, пришлось удлинять фигуру Христа на полметра. Чтобы со всех ракурсов изображение выглядело так, как должно, как задумано. Если нарисовать, соблюдая пропорцию, то получится такая толстенькая фигурка.

Еще нужно рассчитать не только, как нарисовать отдельные элементы, а прочувствовать, представить, как все будет выглядеть целиком. Когда мы приехали, то примерно с час простояли в храме и только потом решили, каким все будет, в какой колористике.
Краски заказывали в Москве. Выбирали широчайшую колористическую палитру. Поэтому делали сложные цвета. Краски подбирали крепкие, делаем все, чтобы наша роспись простояла как можно дольше. Минимум сто лет.

  • А как прежде расписывали, какими красками?
  • Краски делались из подручных материалов. Нужен синий цвет — берешь синий камушек, растолчешь его в порошок, добавляешь желток яичный, масло и камнем растираешь эту смесь в течение часа. В результате смесь превращается в густую краску. То есть ранее работал художник, а ему краски готовили несколько краскотеров. Но прогресс на месте не стоит. И не стоит отказываться от его достижений. В конце концов, те же краски когда-то придумал тоже человек, а другие люди сегодня усовершенствовали их. Современные краски дольше сохраняют свою яркость, более стойкие, долговечные.

За полтора месяца художниками из Иванова была сделана большая часть работы. Расписаны притвор, правая стена с потолком. Работы сталось на три, максимум четыре недели. Но видать кризис коснулся и этого богоугодного дела. Финансы закончились. Художники на этой неделе сворачивают работы и улетают на родину. Но готовы в любое время вернуться и закончить начатое.
Непростая судьба строительства храма вновь находит свое отражение в его жизни. Поэтому приходской совет собора Рождества Иоанна Предтечи обращается к жителям города, частным предпринимателям, руководителям предприятий с просьбой пожертвовать на возобновление и завершение росписи собора храма-памятника погибшим шахтерам. Можно принести свои пожертвования в храм, а можно перечислить на счет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector