Трамваи в Прокопьевске

Без трамвайного сообщения трудно представить Прокопьевск. Даже в будущем

Наш трамвай переживал самые разные времена. Строительство, расцвет, трудные годы, восстановление. Листая подшивку нашей газеты тридцатых годов, находишь публикации о том, как развивалось трамвайное сообщение в городе. Читаешь о том, что теперь шахтерам, живущим на Тыргане, не нужно пешком добираться до шахт в центр города, а появилась возможность доехать на трамвае. Когда Прокопьевск вырос, объем перевозок пассажиров достигал ста миллионов пассажиров в год (сейчас 25 миллионов). Трамвай соединял спальные районы с заводами и шахтами.

Знаете ли вы, что в Кемеровской области среди предприятий городского электрического транспорта есть только три крупных пассажироперевозчика: в Кемерово, Новокузнецке и Прокопьевске. Протяженность трамвайных путей в нашем городе составляет 80,5 километров. Примерно так же, как в Кемерово и Новокузнецке. Население у нас меньше, но размеры города, отдаленность районов друг от друга требует большой протяженности путей.

Был период, когда казалось, что трамвая в городе не станет. Из-за нехватки средств подвижной состав почти пришел в полную негодность. Не на что было покупать запчасти. Не редкостью было наблюдать, как из-за поломок прекращалось движение по нескольку раз в день. Свою лепту вносили и вандалы, по-другому их не назвать. Словно почувствовав безнаказанность в лихолетье девяностых резали сиденья, били стекла, ломали поручни. В общем, вели себя, как дикари. А работники трамвайного управления по нескольку месяцев не получали зарплату, как могли устраняли неполадки. Однажды у них кончилось терпение – была объявлена забастовка. Тогда все, в том числе и те самые вандалы, ощутили, что такое город без трамвая. Всем пришлось на своих двоих ходить на работу и учебу. Ведь тогда развитого автобусного сообщения не было. В прочем и сегодня маршрутки не справятся с пассажиропотоком в часы пик.

Но трамвай выжил. Благодаря тому, что наладили свое собственное производство многих запасных частей и финансированию из бюджета города оперативного приобретения необходимых комплектующих. Освоили полный ремонт тягловых двигателей на предприятии. Есть своя «литейка», где выплавляем необходимые изделия.

  • Предприятие у нас большое. В штате боле тысячи человек, — говорит генеральный директор Павел Николаевич Савельев МУП «УК «ЖКК» «Трамвайное хозяйство». — В структуре три депо, служба пути, служба энергохозяйства, которая обслуживает наши энергосети и 11 тяговых подстанций по всему городу. 84 пассажирских вагона плюс девять технических. В автопарке 17 единиц тракторно-бульдозерной техники, 22 спецавтомобиля, пассажирские машины. Они с четырех утра от каждого депо заезжают за работниками предприятия. В 4.20 выходит самый первый трамвай. Многие люди у нас работают в Новокузнецке, едут на первой электричке. Без личного автотранспорта на нее не попасть с Тыргана или Ясной Поляны. Только на трамвае. Поэтому мы так рано начинаем работать, чтобы пассажирам было удобно. Плюс возим рано утром шахтеров с ночной смены. Последний рейс трамваи делают в первом часу ночи. Да, это дополнительные расходы, это невыгодно. В трамвае после семи вечера с «Электромашины» едут по пять-семь человек в вагоне. А по нормативу вагон рассчитан на 120 пассажиров. Да, мы можем в девять вечера, как и автоперевозчики, завершать движение. Но это ухудшит социальную обстановку в городе. У нас дотационное предприятие. Наши убытки компенсирует город и федеральные дотации. Например, электроэнергию оплачивают из бюджета города.
Трамваи в Прокопьевске

Действительно, мы, уважаемые читатели, привыкли, что даже поздно вечером можем рассчитывать на трамвай. Не у всех есть личный автомобиль или лишние деньги на такси в нужный момент. Не будь трамвая, то после девяти вечера единственный транспорт – «одиннадцатый». То есть две собственных ноги. Значит, после девяти вечера многие не смогут после поздней смены вернуться с работы домой. А про посещение вечернего спектакля или киносеанса можно забыть. Не ночевать же в зрительском кресле. Между тем в трамвайном управлении рассчитывают расписание под наши нужды.

  • Мы постоянно работаем над оптимизацией расписания, отслеживаем и анализируем пассажиропоток, — объясняет Павел Николаевич.
  • За два последних годы мы проверили три крупных исследования по перевозке пассажиров. Выяснили, какие изменения происходят в городе. Например, раньше пик пассажиропотока еще с советских времен приходился примерно к восьми утра. Люди ехали на смену на крупные заводы. Сейчас уже не так. Теперь пик сдвинулся, приходится ближе к девяти-десяти утра, когда открываются крупные магазины и рынки. У нас есть «пиковые» вагоны, которые мы выпускаем на линию в период интенсивного пассажиропотока. Это удобно для пассажиров. А нам позволяет экономить потребление элеткроэнергии: в часы «затишья» нет смысла всем вагонам находиться на линии. Но тут тоже нужно учитывать все факторы. Если сделать интервал между трамваями не семь, а десять минут, то мы потеряем пассажира. Он уедет на автобусе, не дождавшись трамвая. Мы потеряем выручку. Немаловажный фактор – зима. В морозы люди не будут долго ждать на остановке, если рядом ходят автобусы, и в старом трамвае с щелями мало кто поедет. Тут нас выручают новые трамваи. В них теплее, комфортнее. Кстати, на новых трамваях в любое время года выручка больше, чем на старых. Новые трамваи привлекают пассажиров, их зачастую предпочитают автобусам. Увы, новых вагонов пока у нас немного, всего шесть. Все ходят по маршруту № 6.
  • А как изменился сам пассажир за последние годы?
  • Пассажиры стали намного лучше. Ответственные и сознательные. Вандализма стало меньше. Теперь уже почти перестали резать сиденья. Но в последнее время участились случаи стрельбы из пневматического оружия по стеклам. За две недели выбито четыре стекла. Это произошло в районе Зиминки и в центре города возле стадиона «Шахтер».
  • Почему у нас трамваи производства только одного завода?
  • В стране только три завода, выпускающих трамвайные вагоны. В Прокопьевске используют продукцию Усть-Катавского. Тому есть причина. Много лет назад именно в нашем городе вагоны этого завода проходили испытания. Такие сложные и трудные трамвайные маршруты с крутыми подъемам и поворотами есть разве что еще в паре-тройке российских городов. Так что Усть-Катавский завод с прокопьевским трамвайным управлением давно породнились.
  • Чем новые трамваи по конструкции лучше прежних?
  • Они меньше потребляют электроэнергии, экономичнее. При динамическом торможении эти вагоны даже подают энергию в сеть. Разумеется, дизайн намного лучше, салон комфортабельнее. Стоимость нового вагона одиннадцать миллионов рублей. Поэтому обновить весь подвижной состав проблематично.
  • Что можете сказать о коллективе предприятия?
  • Коллектив у нас работоспособный, отличный. И главное – стабильный. Раньше среди кондукторов и путейцев была огромная текучка. За день двое-трое увольнялось и столько же устраивалось. Теперь все нормализовалось. Но есть одна кадровая проблема – негде обучать водителей трамвая. Сегодня ближайший учебный центр – в Кемерово. Мы связались с руководством ПЭМСТа, они пошли нам навстречу. Создадут все условия для подготовки водителей трамвая. Мы со своей стороны сделаем тренажер. Это позволит получить лицензию. Думаю, уже в этом году начнем набор группы на обучение. Нам потребуется около тридцати водителей.
  • Сейчас многим стало доступна возможность приобрести личный автомобиль, в городе много автобусных маршрутов… Не уйдет ли трамвай в прошлое?
  • Уверен, что нет. По сравнению с автобусами у нас график движения более продолжительный. С самого раннего утра и до полуночи, как я уже говорил. А по поводу личного автотранспорта могу сказать на примере – как только гололед или иное ЧП на дорогах, то кроме как на трамвае по городу передвигаться не на чем. Трамвай выручит. Поэтому прошу всех: относитесь бережно к нашему трамваю. Он ведь является практически ровесником города. Он неотъемлемая часть Прокопьевска.

Кстати, Павел Савельев поделился с нами своей мечтой. У него есть идея: продлить трамвайное сообщение до десятого микрорайона и замкнуть на 16-ом училище. Чтобы людям на трамвае из микрорайонов было ближе ездить, например, до ЦГБ, а не делать огромный круг. И от десятого микрорайона до 16-го училища сделать маршрут высокоскоростного трамвая.

А раз есть такие идеи, то и будущее у трамвая есть.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector