Ученые и представители города обсудили планы развития Прокопьевска

О том, что нашему городу не выжить, если не перепрофилировать его экономическую направленность, уже знает практически каждый. Если продолжать ставить акцент только добычу угля, то в современных условиях Прокопьевску нет пути к развитию, нет перспективного будущего. Чтобы избежать данного развития сценария работа ведется уже несколько лет.

Властями города разработана, а Коллегией Администрации Кемеровской области утверждена ещё в 2007 году «Комплексная программа социально-экономического развития Прокопьевска», рассчитанная до 2025 года. А в 2010 году принят «Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Прокопьевска на 2010 — 2012гг.»

Сегодня в Прокопьевске проживает 211 тысяч человек. Занято в угольной и смежных с ней отраслях 12 тысяч человек. Или 25% от экономически активного населения.

А это и есть основные признаки болезни по имени «моногород». Наше правительство предложило рецепт — Программу поддержки моногородов. Но для ухода от монозависимости потребуется не одно десятилетие.

Как показывает практика, без ученых решить эту задачу невозможно. Важно применять их разработки на практике. Об этом говорилось 30 марта на III Международная научно-практическая конференция «Перспектива развития Прокопьевско-Киселевского угольного района как составная часть комплексного инновационного плана моногородов», которая состоялась на базе прокопьевского филиала КузГТУ.

Набор основных тем прошедшей конференции обширен:

1. Технико-технологические решения, обеспечивающие эффективную и безопасную отработку угольных пластов.

2. Основные направления использования угля в экономическом комплексе региона.

3. Технология и оборудование для дегазации шахт и утилизации метана.

4. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды.

5. Инновационные программы развития инфраструктур моногородов.

6. Влияние деятельности собственников угольной отрасли на социально-экономическое развитие Кузбасса.

7. Кадровый потенциал в угольной отрасли Кузбасса.

8. Социально-экономические аспекты развития моногородов.

9. Перспективы развития машиностроения и транспорта моногородов.

10. Актуальные вопросы молодёжной политики, направленные на создание условий для успешной самореализации нового поколения.

С докладами на конференции выступили: председатель Президиума Кемеровского научного центра СО РАН, академик РАН, доктор геолого-минералогических наук Конторович Алексей Эмильевич; Глава г. Прокопьевска, кандидат экономических наук Гаранин Валерий Анатольевич; генеральный директор ОАО «СУЭК-Кузбасс», доктор технических наук, профессор МГГУ Логинов Александр Кимович; и.о. директора Института угля СО РАН, г. Кемерово, доктор технических наук Клишин Владимир Иванович; генеральный директор ОАО «Кузбасский технопарк» Муравьёв Сергей Александрович, заместитель генерального директора по науке ОАО Холдинговая компания «СДС– уголь», доктор технических наук, профессор МГГУ Ефимов Виктор Иванович.

О то, что будет происходить с угольной отраслью Прокопьевска, рассказал глава города Валерий Гаранин:

— В настоящее время на территории города действуют 7 шахт, 5 из которых входят в состав объединения «Прокопьевскуголь» Холдинговой компании «СДС-уголь».

планы развития Прокопьевска

2 шахты представляют Шахтоуправление «Прокопьевское». На основании комплексной оценки состояния ресурсной базы, выполненной Институтом конъюнктуры рынка угля, среднегодовой объем добычи на предприятиях двух прокопьевских объединений в период 2010-2020 гг. составит не более 4,6 млн.т. угля. Такие показатели будут достигнуты за счет реализации мероприятий по поддержанию и реконструкции действующего производства. На эти цели собственники планируют направить в 2011-2012 годах 4,1 млрд. руб.

При этом, по выводам того же Института конъюнктуры рынка угля, наличие запасов на действующих горизонтах шахт позволит обеспечить работу предприятий, как минимум, до 2025 года. Численность трудящихся, занятых в угольной отрасли города, в 2010 году составляла 12 000 человек, из них 1500 – пенсионеры. В 2012 году численность трудящихся должна составить 10 500 человек, из них 2500 – пенсионеры, а к 2015 году – 8 000 человек.

Высвобождаемые трудовые ресурсы мы однозначно трудоустроим на новых производствах машиностроительного комплекса, малого и среднего бизнеса. Ситуация с недавним закрытием шахты «Тырганская» — убедительное тому подтверждение. Шахтеры этого предприятия, которые попали под сокращение, составили костяк трудового коллектива нового завода «Новотранс». И что существенно, в деньгах ничего не потеряли.

Средняя зарплата угольщиков по городу и работников «Новотранса» практически равны (21 тыс. руб.).

 Кроме того, мы уже берём на вооружение мировой опыт и организуем вахтовый метод трудоустройства жителей города. Прокопчане выезжают на работу в соседний город Новокузнецк, который расположен в 20 километрах от нас, и в Прокопьевский район, на территории которого находится более 30 крупных современных предприятий.

На прошедшей недавно Коллегии Минрегионразвития, где я выступал и представлял мэров городов России, эта форма организации занятости населения нашла понимание и поддержку. В определённой степени такой разноплановый подход к проблеме трудоустройства существенно сглаживает остроту вопроса.

Конечно, не всё идеально, но ни о какой социальной напряжённости речи быть не может.

Безработица у нас сегодня составляет 1,6 % к уровню трудоспособного населения. А это даже ниже докризисного показателя. Кстати, только за 2010 год в различных отраслях экономики мы в городе создали более 1,5 тысячи новых рабочих мест.

Машиностроение является вторым по объемам выпускаемой продукции видом экономической деятельности в городе. Модернизация в этой отрасли уже началась.

Если ранее предприятия нашего машиностроения ориентировались на производство продукции для угольной отрасли, то сегодня ситуация существенно меняется. Пример тому — строительство нового завода по ремонту железнодорожных вагонов «Новотранс».

Первая очередь «Новотранса» производственной мощностью 5000 вагонов в год введена в эксплуатацию в декабре 2009 года. И сегодня здесь трудится 513 человек. Собственником — ХК «Сибирский Деловой союз» — на строительство первой очереди завода было выделено 1 млрд. 311 млн. руб.

В настоящее время ведутся работы по строительству второй очереди. Запуск второй очереди «Новотранса» позволит увеличить ремонт железнодорожных вагонов с 5 до 10 тысяч в год и создать дополнительно 300 рабочих мест. Строительство второй очереди завода проводится в два этапа. Первый этап – создание инженерной инфраструктуры предприятия. В 2010 году на эти цели выделено 161,9 млн. руб., в том числе из федерального бюджета – 153,9 млн. руб., из регионального и муниципального – 8 млн. руб. В результате завершения первого этапа завод будет обеспечен водой, электроэнергией, связью, теплом и освещённой автодорогой, без которых невозможно дальнейшее развитие предприятия. Немаловажно, что к строительству инженерных сетей город приступил, не дожидаясь поступления федеральных денег. Были активно использованы свои внутренние резервы.

Второй этап предполагает приобретение дополнительного оборудования и строительство новых железнодорожных путей. Это потребует 257 млн. руб. средств собственника – ХК «СДС». 100 млн. руб. ими уже вложено.

Для развития действующего машиностроительного комплекса города в рамках комплексного плана планируется техническое перевооружение уже существующих производств. А так же создание на свободных площадях участков по выпуску новых видов продукции с использованием инновационных технологий.

Так, на площадях предприятий «Горэкс» (бывший завод «Автоагрегат»), «Электропром» (в прошлом – завод «Электромашина») и «Электроаппарат» (структурное подразделение НПО «Развитие») планируется организация новых производств по изготовлению оборудования для нефтегазовой и горнорудной промышленности.

Кроме того, за период 2011 – 2012 годов будут реализованы следующие новые крупные инвестиционные проекты: — сервисный центр «КузбассБелАвто» — на базе бывшего ЦЭММ-2 в посёлке Северный Маганак; предприятие по производству огнетушителей на территории АБК ш. им. Калинина; предприятие по переработке вторичного сырья (автомобильные шины, отработанные моторные масла) на территории бывшего Подшипникового завода. На реализацию этой программы собственники в 2011-2012 годах вложат 363 млн. руб. собственных и привлеченных средств и создадут около 600 новых рабочих мест.

Наш главный инвестор, ХК «СДС», планирует в ближайшей перспективе строительство вагонного депо и завода по сборке «Белазов» в районе «Новотранса». А это ещё около 500 новых рабочих мест.

Для развития новых инновационных производств в сферах машиностроения, энергетики, строительства, малого и среднего бизнеса, для решения вопросов содействия занятости населения планируется переобучение трудовых ресурсов специальностям, которые в настоящее время востребованы на рынке труда. Для этого в городе имеется 6 учебных заведений начального, 6 — среднего и 6 высшего профессионального образования. На реализацию программы переобучения трудовых ресурсов Центром занятости населения г. Прокопьевска в 2011 году будет направлено 10 млн. рублей.

Усилия областных и городских властей по включению Прокопьевска в различные федеральные программы, такие как ГУРШ, 185 ФЗ, Моногород и др., позволили нам сделать определённые шаги вперёд в различных отраслях экономики. Но мы не привыкли почивать на лаврах. Поэтому сегодня мы настойчиво стучимся двери, за которыми есть шанс значительно улучшить дороги в нашем городе. В ближайшее время этот вопрос будет решаться на уровне Президента и с нашим участием.

Работа конференции продолжалась весь день, участники работали в разных секциях, согласно своему научному направлению.

— Для Прокопьевска эта конференция имеет чрезвычайно важно значение, — дал свою оценку Виктор Ефимов, заместитель генерального директора по науке ОАО Холдинговая компания «СДС-Уголь», доктор технических наук профессор МГГУ. — Ведь Прокопьевск ориентирован, как моногород, на добычу угля. Шахты постепенно могут прекратить свое существование, поскольку будут строиться на востоке мощные угледобывающие предприятия, у нас здесь получит дальнейшее развитие добычи на пологом падении. Прокопьевский уголь, добываемый такими героическими усилиями и такими большими затратами, город не прокормит. Поэтому возникает необходимость строительства новых предприятий, чтобы перевести на них людей с шахт. Пусть предприятия будут связаны с углем, но это будет уже углехимия. Получение жидкого топлива из угля, брикетирования угля. В Прокопьевске развита инфраструктура – есть железная дорога, необходимые энергомощности, что позволит вводить в эксплуатацию новые производства. Например, на шахте «Тырганская» намечено построить ТЭЦ, в рамках программы поддержки развития моногородов. Есть такое направление – добыча метана. Закрытые шахты – это естественные сосуды для сбора метана. Можно его выкачивать, ставить газогенераторы и получать электричество и тепло. Мы, «Прокопьевскуголь» и СДС сейчас занимаемся направлением – брикетирование угля и отходов углеобогащения. А вначале переработаем все отходы, которые образовались от гидродобычи. Опытное сжигание этих брикетов мы провели. Они отлично горят. По калорийности они уступают углю, но они медленно горят и очень долго отдают тепло. Такая продукция будет востребована у населения для отопления. Намечаем построить мощный завод по брикетированию. Это значительный вклад СДС и «Прокопьевсугля» в развитие города.

Многие участники конференции отметили, что в Кузбассе необходим институт углехимии. Нужно здесь, на местах, растить новые научные кадры, то есть восполнять брешь, которую нанесли 90-ые годы. Ведь новые разработки в области углехимии могут реально спасти наши угольные моногорода.  

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector