Уровни иконической организации окказионального слова в свете проблем когнитивного словообразования

Анализ иконической организации окказионального знака как проблемы его мотивированности представлен во многих современных когнитивных и психолингвистических исследованиях знаковых форм сознания и мышления. Рассмотрение когнитивных процессов семиозиса, касающихся окказиональных форм номинации, связано с поиском принципов концептуализации и категоризации, с установлением речемыслительных механизмов означивания и оформления речевого функционирования.

Когнитивное словообразование рассматривает окказиональное слово в качестве особого исследовательского объекта, поскольку в этой сфере очевидны процессы моделирования лексики, сочетающие действие языковых правил (воспроизводства словообразовательных моделей) с их интерпретацией (производством) в структурах памяти.

Современные подходы к определению производной единицы как наиболее актуального средства номинации, способного структурировано представлять в языковой форме весь объем информации, стоящей за словом, предопределяют анализ феномена иконичности применительно к сфере словообразовательной мотивированности. При этом различные виды мотивированности образуют диалектическое единство, по мере необходимости представляя тот или иной вариант своей взаимосвязи, поддерживая стремление сознания закреплять естественные отношения в форме языковых категорий. Через их формы реализуются функции различных уровней производного знака, поэтому тенденции симметрии необходимо рассматривать в связи с когнитивными процессами языковой концептуализации (категоризации), участвующими в процессе семиозиса и получающими «поддержку» в форме иконических структур определенного уровня. Эти формы, имеющие статус прототипов в ментальном лексиконе личности, используются в моделях окказиональной деривации, актуализующих фонетический, морфонологический и морфодеривационный уровни иконичности производного слова.

Когнитивное словообразование
Когнитивное словообразование

Уровень фонетической иконичности словообразовательной формы в ряде работ оценивается как своеобразная «бессознательная» сфера производного знака, не подвергающаяся моделированию по сравнению с более «эксплицитными» типами мотивированности. В то же время фонетическая мотивированность является исходным фактором восприятия нового слова, направляющим последующую аккумуляцию информации о слове, осознание которой в дальнейшем структурирует фоносемантические характеристики знака в деривационном направлении. Именно фоносемантика окказионального слова, обобщая особый уровень формальной инферентности знака, является эталоном принимаемых языковым сознанием мотивационных решений.

При рассмотрении иконичности производного знака невозможно не учитывать это обстоятельство, поскольку лексические и грамматические уровни мотивированности взаимообусловлены именно через звуковую форму дериватов. Так, с опорой на морфонологические и морфодеривационные прототипы актуализуются факторы полиморфемности, полимотивированности, контаминации деривационных историй и др.

В контексте изложенных проблем окказиональные дериваты представляют повышенный интерес по причине неоднородного характера своей мотивированности.

Избранный для анализа уровень иконической организации окказионального знака предопределяет рассмотрение процессов семиозиса, связанных с окказиональными формами номинации, в свете особой логики языкового мышления, в соответствии с которой речемыслительные процессы устанавливаются через детерминационный анализ онтологии знака (когнитивный аспект) и моделей его функционирования (дискурсивный аспект). При этом вариативность реализации деривационного потенциала окказионализмов, описываемая, как правило, в ходе анализа их структуры и функций, очевидна именно вследствие применяемых процедур когнитивного анализа символических характеристик в системо- и антропоцентрическом аспектах.

В отличие от знака-символа, интерпретация значения которого становится возможной только в случае знания коммуникантом определенного правила – конвенциальной связи между компонентами символа, – иконические знаки мотивированы ad hoc (изначально). Таким образом, окказиональный дериват характеризуется первичной, «естественной» мотивированностью означающего и его языковая форма коррелирует с моделями системного и речевого функционирования.

Иконичность окказиональной деривации в онтологическом аспекте раскрывают прежде всего принципы словообразовательной мотивированности. Производное слово обладает свойством двойной референции (Е. С. Кубрякова), поэтому в нем представлены особые структуры доступа к когнициям – языковые и энциклопедические паттерны информации, прозрачные за счет действия в словообразовательной форме механизма инференции – выводимости не только формально закрепленных (эксплицитных), но и скрытых (имплицитных) компонентов семантики. Следовательно, как феномен ментального лексикона, окказиональная деривация основывается на общих с узуальной принципах моделирования иерархической структуры производного слова, инферентных свойствах его словообразовательной формы, отражающих иконичность языкового знака, симметрию процессов формирования и функционирования его структуры.

Феномен иконичности окказиональной сферы объясняется усилением тенденций к мотивированности в структуре формируемых языковых знаков: окказиональное слово характеризуется и «первичной», естественной мотивированностью означающего (как знак-«копия»), и вторичной, системной мотивированностью означаемого (как знак-«символ»). Поэтому, хотя проблема «первичной» и «вторичной» мотивированности является одной из наиболее спорных в современной лингвистике, можно предположить, что формальные и семантические знаковые формы мотивированности сосуществуют в диалектическом равновесии, соотнося тенденции иконичности с факторами условности, симметрию – с асимметрией знаковых моделей категоризации.

Освещение иконичности окказионального знака в аспекте рассмотренных проблем когнитивного словообразования позволяет объяснить факты изолированного речевого функционирования, в которых степень интерпретируемости новообразований не снижается. В случае внеконтекстного представления окказионализмов, как, например, в экспериментальных ситуациях, языковое сознание тем не менее идентифицирует связанные с языковой формой концепты, обращаясь к словообразовательной форме как к обязательному этапу последующих ментальных операций. Как иконичная структура, окказиональный дериват не только демонстрирует симметрию знаковых и когнитивных моделей (двум основным элементам содержания соответствует два компонента структуры), но и информацию о речевом акте своего порождения.

Уточнение данных принципов в свете проведения экспериментального исследования (включившего этапы получения свободных ассоциаций, субъективных дефиниций и жанровых высказываний) приводит к описанию стратегий осознания, к которым прибегает языковая личность в ходе введения инноваций в свой ментальный лексикон. Типологический характер стратегий идентификации свидетельствует о психической реальности различных аспектов словообразовательной формы окказионализмов – звуковых, графических, грамматических и семантических. Особое значение имеет моделирование дискурсивных аспектов знака с опорой на выражаемые его формой способы языковой категоризации (в первую очередь – семантику и прагматику).

Таким образом, представление о словообразовательной форме как уровне иконической организации, облегчающем доступ к стоящей за ней информации, позволяет рассматривать ее в качестве стабилизирующего момента, закрепляющего за окказиональным словом статус особой микроструктуры накопления и передачи знаний.

Тэги: когнитивное словообразование, окказиональный дериват, иконическая организация, уровни мотивированности производного слова.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector