В Прокопьевском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Экспонаты» по пьесе Вячеслава Дурненкова

В Прокопьевском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Экспонаты» по пьесе Вячеслава Дурненкова. Режиссер – Марат Гацалов. По нескольким параметрам спектакль этот уникален для нашего театра.

Наш театр продолжает проводить творческие эксперименты и удивлять зрителя. Новый спектакль зрители не увидят на привычной сцене. Для того, чтобы его посмотреть, нужно оказаться в декорационном цехе театра. То есть как раз над всем знакомым залом: с партером, балконами, сценой… Зная это, чувствуешь себя в декларационном цехе как бы повисшим в воздухе. Ведь под тобой такой огромный зал. И выше только крыша.

Места для зрителей расположены на небольших трибунах. То есть большая часть зрителей смотрит на действия на сцене сверху. А первый ряд практически находится в эпицентре спектакля. Нет четкой границы между сценой и зрителями. Кроме того, прежде чем пройти на места для зрителей вам будет необходимо пересечь сцену. А по ней уже ходят актеры. Этим вы как бы уже и сами присутствуете в спектакле, принимаете участие. Играет музыка и не совсем понятно, начался ли спектакль или нет? Кто это на сцене: запоздавший зритель или незнакомый актер?

Но вот появляется девушка экскурсовод с мегафоном и начинает рассказывать о том городе, в котором все и произойдет. Город Полынск. Население около двух тысяч человек. Даже милиции нет. Но как и в любом провинциальном городе, его жители гордятся тем, что когда-то тут был проездом царь, что кто-то из великих писателей или музыкантов слышал об это городе и даже что-то писал… Полуразрушенный собор, заброшенный парк и фабрика по производству повидла. Живут люди в таком городе конечно же бедно.
Режиссер нам представляет две семьи – Морозовых и Зуевых. Морозовы по местным меркам богатые и успешные. У них есть свой магазинчик. У Зуевых с финансами похуже. Да и просто что-то по судьбе не сложилось.

Сюжеты естественны, похожи и на нашу с вами жизнь. Иногда в репликах актеров звучат маты. Да, нецензурные слова. Так же естественно, как и в жизни. И от этого молодые зрители не краснеют, а пожилые не возмущаются. Потому что маты звучат не для связки слов, как у некоторых, а как проявление эмоций. Если вы не в курсе, то знайте – с матами наши деды в атаку ходили на немцев. Редко кто кричал «За Сталина!».Так что, все как в жизни.

Появляются в сюжете пара москвичей, которые предлагают сделать из города музей, возить сюда туристов. И чтобы местные жители в нарядах восемнадцатого века жили так, как и живут. И чтобы одна комната в каждом доме выглядела соответственно – без электроники и других предметов, не относящимся к восемнадцатому веку. За это участие в представлении предлагаются деньги. Морозовы соглашаются. Зуевы категорически против. Противостояние москвичей и Зуевых доходит до того, что в руках появляется оружие. Как следствие – убийство.

Вячеслав Дурненков

Отдельных слов заслуживает заключительный монолог актрисы Светланы Поповой. Я даже боюсь представить, что ей приходится переживать, чтобы так сыграть свою роль, чтобы так искренне и неподдельно звучали слова о своей, да и нашей, жизни, судьбе. Это мастерство наивысшего класса.

Точку ставит в этом спектакле демонстрация видеозаписи интервью рок-барда Александра Башлачева западному корреспонденту. Его приглашают в гости в США, предлагают возможность попутешествовать. Но он отказывается. Говорит, что любит свою родину. И поет песню «Время русских колокольчиков». Как всегда с надрывом, с болью. В 1988 году этот поэт погибнет.
На фоне экрана неподвижно стоят и смотрят на него москвичи. Ощущение, что Башлачев как бы им дает ответ, почему не все готовы за деньги стать экспонатами или играть какие-то роли.

Среди зрителей оказались мои знакомые, и я их спросил, какие мысли у них возникли после спектакля? Выяснилось, что сразу ответить невозможно. Нужно время, чтобы осмыслить.

Предлагаю и вам: сходить, посмотреть спектакль, а потом поразмыслить.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector