Здоровое молодое поколение — это будущее успешной России

Во всех регионах России сейчас очень большое внимание уделяют проблеме сохранения здоровья обучающихся. Потому что большую часть недели учащиеся проводят в стенах образовательного учреждения. А время обучения в  учебных заведениях  совпадает с периодом роста и развития подростка; временем,  когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды.

Не секрет, что успешное обучение, в первую очередь, определяется уровнем состояния здоровья, с которым абитуриент  пришёл в училище , что является исходным фоном на старте его обучения. О неблагополучии в этой сфере говорят давно, но в последние годы проблема здоровья обучающихся стоит особенно остро.  В среднем 60% подростков в возрасте от  16 — 17лет уже имеют  какие-либо хронические заболевания, нервно-психические расстройства, нарушение осанки, остроты зрения. У многих наблюдается дисгармоничное развитие, что создаёт проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения. А соответственно сегодняшние больные  подростки — это больное будущее поколение нашего народа. Поэтому  закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании»,  здоровье обучающихся отнесено к приоритетным направлениям государственной политики нашей страны.

Ведь студенческая молодежь-это цвет и надежда России. Резервы «здоровья» заложенные в молодом поколении станут основой социально-экономического благополучия страны на долгие годы. Ведь здоровое молодое поколение — это будущее успешной России. Если молодой человек здоров, то имеет возможность сделать карьеру, быть нужным и успешным, создать и обеспечить свою будущую семью. Быть здоровым – это модно, интересно и экономически целесообразно. А чтобы быть успешным юный человек должен стать «социально зрелой», самостоятельной, постоянно развивающейся, значимой, прежде всего для себя и общества личностью.

Вот те простые, но истинные понятия, которые педагогический коллектив нашего училища старается донести до обучающихся в рамках реализации одного  из приоритетных направлений  воспитательной деятельности —  формирование здорового образа жизни. В училище создана и успешно действует  воспитательная система  по развитию положительной «Я – концепции», в которой особое место занимает внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс. Его цели:

  1. Воспитание потребности у обучающихся быть здоровым, помощь в сохранении и формировании здоровья.
  2. Воспитание личности духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и формировать его.
  3. Формирование в сознании у обучающихся значимости их физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития их нравственных качеств и профессионального становления.

Как вышеуказанные цели реализуем и достигаем мы в нашем образовательном учреждении.

Итак, современный урок кроме достижения целей: обучение, воспитание, развитие, должен быть и  здоровьесберегающим уроком.

Здоровьесберегающий урок – это  организация процесса обучения, которая позволяет соблюсти соответствие содержания и объема учебного материала, методов и форм учебно-познавательной деятельности по возрастным  и индивидуальным возможностям,  способностям обучающихся, сохраняет умственную и физическую работоспособность, формирует культуру здоровья, способствует реализации цели обучения, развития и воспитания здоровой личности.

Для того чтобы выполнялись  требования к здоровьесберегающему уроку, необходимо учитывать основные критерии организации урока, ряд условий, которые оказывают неблагоприятно воздействие на здоровье подростков. А именно:

  • гигиенические условия (освещенность аудитории, проветривание помещения во время перемен, до начала занятий и после их окончания необходимо  сквозное проветривание учебных помещений, подбор мебели для правильного положения тела, длительной работоспособности, нормального физического развития, профилактики нарушенияопор-двигательного аппарата;
  • учебно-организационные условия (применение    заданий    разных    типов    и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности — это методы, которые раскрепощают подростка,
    повышают уровень его познавательной активности, мотивации,
    способствуют    эмоциональной    уравновешенности,        уверенности    в собственных возможностях, чередование    видов   учебной   деятельности    (опрос,    чтение, работа с  наглядными пособиями, групповая работа, свободная беседа);
  • психолого-педагогические (наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмор, остроумная поговорка, афоризм с комментарием, музыкальная минутка и т.д).

Соблюдая и применяя вышеуказанные простые условия здоровьесберегающий  урок будет успешным и результативным.

Разнообразны формы подачи занятий физической культурой: соревнования,  уроки на открытом воздухе, внеурочные занятия – это работа спортивных секций (волейболу, баскетболу, настольный теннис, силовая подготовка, пулевая стрельба).

Физкультурно – оздоровительная работа  в училище обширна,  и предусматривает  использование разнообразных средств, приемов  физической культуры и спорта:

Это необходимая  ежедневная  в течение 5-7 мин небольшая гимнастика,  как один из способов повышения работоспособности с помощью активного отдыха в процессе производственной деятельности;

  • физкультминутки и гимнастика для глаз в процессе теоретической подготовки (4-5 упражнений);
  • правильная организация питания (витаминизация обучающихся (включение  в меню обеда -овощей, соков, употребление во время учебного дня ребятами охлажденной кипяченой воды);
  • обеспечение медицинских услуг фельдшером училища.
Здоровое молодое поколение
Здоровое молодое поколение

В училище ежегодно с начала учебного года проводится проверка физической подготовки учащихся. Идет отбор обучающихся — спортсменов и комплектуются сборные команды по различным видам спорта для участия в течение учебного года  в городских спартакиадах, внутриучилищных соревнованиях. Данная работа способствует укреплению и развитию физических сил, являющихся основой жизнедеятельности подростков и подготовки их к профессиональной деятельности. В училище  активно работает спортивный актив, который является одним из секторов Совета обучающихся училища. В него  входят лучшие спортсмены-лидеры, своими  успехами в спорте подающие примеры для остальных ребят. Сами всегда вперед и ведут за собой остальных.

Является важным активное участие в течение всего учебного года наших обучающихся  в городских соревнованиях среди ОУ НПО, СПО (волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, гиревой спорт, легкая атлетика), в  зимней спартакиаде совместно с ЮМЗ (лыжные гонки, волейбол, зимняя рыбалка). Участие во внутриучилищных спортивных мероприятиях- в  эстафете «Виват, первокурсник» (октябрь), Днях  здоровья (апрель), смотрах по многоборью (май), соревнованиях между командами обучающихся и педагогов по стрельбе, волейболу (декабрь, апрель), в спортивном празднике к 23 февраля «А ну-ка, парни!». Все мероприятия укрепляют и развивают у ребят дух соперничества, воли, развивают стремление  достигать высоких результатов, повышению физической активности и работоспособности обучающихся.  

 В  течение всего года  в училище проводится  конкурс «Самая спортивная группа», «Самый лучший спортсмен», «Самая лучшая спортсменка». Победители награждаются в конце учебного года вымпелом и памятным вознаграждением. В течение всего учебного года обучающиеся училища  задействованы в  более 30-ти спортивных соревнованиях общеучилищного, городского, областного значения.

В училище создана и   работает социально-педагогическая  служба, которая  содействуют профилактике здорового образа жизни, успешной реализации воспитательно-образовательных  целей и задач базовой образовательной программы училища, применяя при этом многие методы и приемы воспитания. Эффективность работы службы состоит  в  оказании  конкретной помощи подростку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, склонному к  употреблению алкоголя, наркотических средств, к девиантному поведению. Социальный педагог,  педагоги в комплексе с мастерами училища работают над созданием положительного социально-психологического климата в учреждении, активно  формируют  потребности в знаниях о здоровом образе жизни среди обучающихся.

Проводимые  службой профилактические мероприятия (н-р, цикл бесед «Жизненные ценности» в общежитии училища) необходимы и очень важны, т.к. способствуют формированию у обучащихся представлений об общечеловеческих ценностях, о здоровом образе жизни,  раннему выявлению и диагностики наркозависимости , алкоголизма, нравственно-половому  воспитанию (тренинги). В данном направлении работы в течение года проводятся также правовые лектории, круглые столы, акции «Здоровье молодежи – богатство России», антинаркотической акции «Родительский урок», акция к всемирному Дню борьбы против СПИДа, «Призывник», «Меняю сигарету на конфету» ко Дню отказа от курения, «Спорт как альтернатива вредным привычкам». Периодически на встречи с ребятами приглашаются   специалисты правоохранителных органов, городского отдела наркоконтроля, подростковый нарколог. Информация доводится до ребят  в доверительной обстановке, в позитивном ключе, без акцента на специальные знания по наркомании, но с учетом личных мотивов. Училище взаимодействует  вот уже много лет с кожно – венерическим диспансером города, наркологическим диспансером, клиникой «Красота и здоровье», со специалистами «Центра социальной реабилитации среди несовершеннолетних».

Организовано ежегодное  проведение     мониторинга в виде анкеты-опроса, который выявляет увлечение учащихся  курением, пьянством, наркоманией и сквернословием. Результаты мониторинга дают понять, насколько высокий или низкий уровень воспитанности, культуры обучающихся, и как  необходимо вести далее работу  за восстановление культуры в училище.

В училище для пропаганды  здорового образа жизни  используется  наглядная  агитация:  оформление уголков здоровья, в кабинетах — уголки групп, где расположена информация о здоровом образе жизни, во время перерывов на плазменном телевизоре в фойе 1 этаже демонстрируются видеоролики с данной тематикой.

Одним из приоритетных направлений 2011-12 учебного года стало духовно-нравственное воспитание. Педагоги училища уделяют этому направлению особое внимание. В противовес тому отрицательному опыту, что дети получили в своих неблагополучных семьях, мы должны дать им   противоположное  понимание окружающего мира, отношение к этому миру, к себе. Обучающиеся училища участвуют в православных  праздниках (Св.Пасха), в рамках проведения классных часов ежемесячные беседы и встречи ребят  с представителями церквей: отцом Евгением (городской храм Иоана Предтечи), отцом Дмитрием (храм на территории ЮМЗ). С их участием весь год были организованы в различных группах классные часы, которые помогают нарисовать позитивный образ счастливой семьи.   В храме Иоана Предтечи совместно с сотрудниками ОПДН проводилось мероприятие по профилактике употребления алкоголя. В училище существует информационный православный стенд в целях духовного воспитания молодежи.

Кроме того, педагогическим коллективом училища   ведется в рамках развития  воспитательной деятельности  и методическая работа по пропаганде здорового образа жизни среди молодежи. Созданы методические разработки «От понимания – к здоровью», «Самосовершенствование», «Учимся сплоченности», «Нет — наркотикам!», «Курение – скрытая наркомания», «Мы за здоровый образ жизни», разработан  проект программы по профилактике наркомании «Путь в никуда». В училище проводятся МО, семинары  для педагогического коллектива    на темы  «Работа с обучающимися  группы риска.

Методы работы по пропаганде здоровья и профилактике социально-обусловленных заболеваний», «Регулирование правовых отношений субъектов воспитательно-образовательного процесса», «Формирование здоровьесберегающих технологий  образовательно-воспитательного процесса в системе начально-профессионального образования». Ежегодно для повышения своего профессионального уровня, умения и навыков по внедрению новых форм, методов работы с обучающимися   педагоги училища  участвуют в региональных научно-практических конференциях «Проблемы социализации детей, нуждающихся в поддержке государства, и опыт их преодоления» в г. Кемерово, «Актуальные проблемы современного образования», в ежегодной  Всероссийской олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании.

Одним из ведущих направлений методической работы училища  являться внедрение   здоровьесберегающих   образовательных   технологий      в   учебный процесс, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивация на ведение здорового образа жизни.

Функции здоровьесберегающей технологии: (слайд)

  1. формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности;
  2. информативно-коммуникативная: обеспечивает ведение здорового образа жизни, формирующее бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
  3. диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся и их способностей;
  4. адаптивная: воспитание    у    учащихся     направленности    на   здоровый образ  жизни,      повышение устойчивость   к   различного   рода стрессам;
  5. рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;
  6. интегративная: объединяет различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего молодого поколения.

В заключении хочется отметить, учитывая, то что в училище все чаще приходят подростки из семей, где родители неграмотны в вопросах воспитания и сохранения здоровья, для нашего коллектива сохранение здоровья учащихся— это и закладка фундамента благополучия следующих поколений.

Перед нами стоит  задача — недопущение неправильного обращения участников воспитательно-образовательного процесса со своим здоровьем.

рациональный, научно-обоснованнный режим учебно-производственной деятельности обучающихся способствует совершенствованию воспитательно-образовательного  процесса, повышению работоспособности обучающихся, сохранению их здоровья.  Педагоги  надеются, что в ходе своей воспитательной деятельности  смогут достичь положительных  результатов:

  • повышения и сохранения уровня здоровья обучающихся, снижения заболеваемости;
  • привлечения большего числа обучающихся к регулярным занятиям спорта;
  • повышения спортивного мастерства и достижений в соревнованиях.

Ведь профилактическая работа по формированию здорового образа жизни-это интенсивное развитие и саморазвитие учащихся в позитивном направлении. Молодых ребят необходимо учить жить, быть значимыми, у подростков должно быть сформировано целостное отношение к себе и своему здоровью, а в современных условиях развития России одним из важнейших критериев здоровья населения являются показатели здоровья именно молодежи.

Только здоровое молодое поколение — это будущее успешной России.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector